Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании»

Варвара Cлепухина
Консультация для воспитателей «Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании»

1. Введение

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

2. Значение трудовой деятельности дошкольников в экологическом воспитании

Публикация «Консультация для воспитателей „Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании“» размещена в разделах

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать и объяснять детям тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в уголке природы.

Труд в природе - это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, через какое-то время появились всходы, еще позже плоды. Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд в природе увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. Труд в природе отличается от других видов труда детей тем, что дети имеют дело с живыми объектами (растениями и животными, а значит, приучаются ответственно относиться к этому труду. Дети учатся понимать, что от их действий зависит, насколько хорошо будут чувствовать себя обитатели природного уголка, какие условия будут созданы для их жизни и роста.

Значение детского труда в природе невозможно переоценить. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. Любить природу это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

3. Основные этапы и особенности трудовой деятельности детей

Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.

Основные этапы взаимодействия с природой в процессе экологического воспитания:

1 этап. Вовлечение детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы.

2 этап. Образовательная деятельность дошкольников.

3 этап особый. Он предполагает целенаправленное формирование личности дошкольника.

Характерными особенностями совместной трудовой деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла их труда, его конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную трудовую деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.) . Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:

- слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

- наблюдая за деятельностью взрослых;

- практически участвуя в ней.

Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

4. Формы организации труда детей в природе.

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.

Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет педагогу научить своего воспитанника тому, что он еще не освоил. Именно индивидуальное задание - благоприятное условие для изучения возможностей и особенностей каждого ребенка, его склонностей и интересов.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода.

Одной из форм организации труда являются дежурства. «Дежурство» решает ряд важных воспитательных задач, среди которых можно отметить чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими.

«Дежурство» требует постоянного обновления как в руководстве, так и в организации деятельности детей.

По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

5. Педагогические требования к организации труда в природе

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: за растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, а огороде, в саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процесс труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается наблюдательность.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

6. Заключение

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Труд детей дошкольного возраста может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» (продолжение) Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность.

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием ТРИЗ Проект: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием технологий.

Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей В проработке этой темы руководитель семинара опирается на теоретические и практические материалы книги С. Н. Николаевой «Место игры в.

Интегративный подход в экологическом воспитании детей Комплексные занятия можно организовать на разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективны и всесторонне развивают.

Методика использования народной сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста При работе со сказкой были выделены следующие этапы: - знакомство детей с народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим.

Занятие-прогулка «Мы — друзья растений». Трудовая акция детей старшего возраста летом .

Экологический проект «Региональный компонент в экологическом воспитании детей» Актуальность : Развитие экологической культуры, любви к природе родного края. Обогащение представлений детей о природе родного края, различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании»
Опубликовано: 2 октября 2015 в 12:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД