Урок доброты по методике Н. Щурковой «Твори добро другим во благо»

Тимошенкова Лариса
Урок доброты по методике Н. Щурковой «Твори добро другим во благо»

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Гнездышко»

«Твори добро другим во благо»

(урок доброты по методике Н. Щурковой)

Воспитатель:

Тимошенкова Л. А.

Смоленск

2021

Цель: формировать у воспитанников представления о нравственных нормах жизни.

Задачи:

1.Образовательная: учить воспитанников вырабатывать собственные нравственные взгляды, суждения, оценки.

2.Развивающая:развивать нравственные личностные качества такие, как доброта, желание помогать другим людям, умений признавать свои ошибки, анализировать и делать выводы, умений прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

3.Воспитательная: воспитывать критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а так же поступков сверстников.

Возраст: средний и старший школьный.

Форма проведения: урок нравственности.

Предварительная работа: работа в библиотеке по подбору метких высказываний, пословиц и стихотворений о доброте.

Материалы и оборудование:карточки для творческого задания «Добрый след»со словами: бумага, кабинет, книга, память. Нарисованные кораблики по числу участников, ватман, клей или скотч; лукошко и карточки с ситуациями для игры «Шанс и выбор»; свечи по количеству участников.

Ход мероприятия:

Психологический настрой.

Воспитатель: Я говорю вам «Добрый день»! Добрый день, всем, кто пришел на нашу встречу! Добрый день всем трудящимся, обучающимся, страждущим и болеющим! Добрый день всем людям на свете! Пожелать добра, значит пожелать удачи, везения, радостных вестей. Давайте пожелаем сейчас друг другу всего хорошего! (Воспитанники повторяют хором).

Предложение темы разговора. Сбор мнений на тему.

Воспитатель: Добрыечувства проявляются у детей в детстве: это человечность, доброта, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира.

Древнегреческий философ Демокрит сказал: «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом пользоваться». Доброта без разума пуста. Недаром поэт С. Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет».

Мы говорим «Добрый, доброта, …». А что же такое доброта и что значит быть добрым? (Ответы воспитанников)

Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать доброе… добрый – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…

Можно на эту тему припомнить несколько устойчивых словосочетаний. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. А еще часто говорят. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память.

Воспитанникам предлагается припомнить употребление вежливого обращения со словомдоброта.

1. Будьте добры - форма вежливого обращения с просьбой.Например: «Будьте добры, позвоните позже».

2. «Доброго вам здоровья - приветствие с пожеланием благополучия.

3. «В добрый час»!- пожелание удачи.

4. «В добрый путь - пожелание успеха в каком-либо начинании.

5. От доброго сердца - из добрых побуждений, без злого умысла.

6. Поминать добром (добрым словом) - вспоминать, хорошо с благодарностью отзываться, говорить, думать и т. п.

7. Добро пожаловать - приветствие, вежливое обращение зайти.

Воспитатель: О добре и добрых поступках сложено немало пословиц и поговорок. Выберете одну из них и попробуйте объяснить.

Русские пословицы и поговорки о добре.

Добро не лихо, бродит по миру тихо.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Доброе дело и в воде не тонет.

Доброе дело само себя хвалит. Доброта без разума пуста.

До доброта, как до ярма, до зла, как до меду.

Доброе братство дороже богатства.

Добрые чувства – соседи любви.

Добрый гость всегда в пору.

Добрый пастух не о себе печётся - о скотине.

Добрым словом и бездомный богат.

Добра ищи, а худо само придет.

Добро помни, а зло забывай.

Доброго чти. А злого не жалей.

Добрым делом не кори.

Добрый Иван-и людям,и нам, худой Иван- ни людям ни нам.

От добра добра не ищут. (Ответы воспитанников)

Воспитатель: А теперь давайте поработаем творчески. Наше состязание мы назовем «Добрый след». Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой группы прошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания – три минуты. Победителем становится творческая группа – обладатель большего количества добрых дел. Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающим. (Слова для творческих групп: бумага, кабинет, книга, память.)

Воспитатель: Всегда помни о тех, кто тебе сделал добро, будь благодарным. Чувство благодарности - показатель интеллигентности и доброты человека.

Самое главное человеческое качество – умение сопереживать. Сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости, и не только человеку. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А. П Чехов).А разве не бывает жалко сломанную и брошенную цветущую яблоневую ветку, сорванный и брошенный цветок, раненую птицу, хромающую собаку, любое больное животное? Добрый человек все это замечает. Причем не только глазами, но и сердцем, сердце вообще причастно ко всем человеческим поступкам.

«Зрячее только сердце. Самое главное глазами не увидишь» (А. Экзюпери)

Каждый человек судит о людях по-своему, по себе. Добрые люди считают всех добрыми, а недобрые видят только плохое.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживаюсь правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Р. Гамзатов.

Воспитатель: «Доброе слово и кошке приятно»- гласит народная мудрость, а как часто мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть. Даже ошеломить.

Доброе слово тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным, благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань.

Словом можно изранить и излечить, посеять смятение и развеять сомнение, им можно творить улыбки и слезы, зародить веру и неверие. С помощью слов можно даже вести боевые действия и подтачивать основы государства.

Будьте бережными друг к другу. Если вы, заглянув в глаза товарищу, увидите там боль или отчаяние, поддержите его. Дарите людям радость общения с вами. Вежливые слова, подкрепленные добрыми поступками, согревают душу, спасают от уныния.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай- не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть мутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин «Слово о словах»

Воспитатель: Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях.Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легко, когда вы рядом.

Воспитатель: Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Посмотрим на себя. (Воспитатель раздает нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ.) А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос вашей совести. (корабли прикрепляются к листу ватмана.)

Воспитатель: Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Шанс- это вероятность осуществления чего-либо. Жизнь часто нам предоставляет шанс, но мы не всегда его используем. Предлагаю вам игру «Шанс и выбор».

Игра «Шанс и выбор»

В лукошке карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

Ситуации:

Из сумки впереди идущего человека падает кошелек.

К тебе пришла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.

У тебя есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.

Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.

Товарищ жалуется, что с ним никто не дружит. Ты знаешь, что это так.

В общественном транспорте вам на ногу наступили.

Во время урока кто-то грубым словом обидел учителя.

(Ответы воспитанников)

Рефлексия.

Воспитатель: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шанс встать на дорогу добра и идти по ней.

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день,

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом жизнь людей!

В. Боков.

Воспитатель: У меня в руках свеча. Она символизирует мою жизнь. Посмотрите на этот трепещущий огонек и скажите, какие жизненные истины вы поняли сегодня?.

Каждый зажигает свечу.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Всемирный день доброты в младшей разновозрастной группе»Фотоотчет «Всемирный день доброты в младшей разновозрастной группе» Подставляйте солнышку ладошки, Собирайте лучики в карман, А затем с любовью, понемножку, Раздавайте близким и друзьям! Сегодня, 13.

Конспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьниковКонспект занятия «Урок доброты» во 2–3 классах в рамках акции российского движения школьников Добрый день, уважаемые коллеги! В сентябре стартовала акция российского движения школьников "Урок Доброты". Ученики 2 и 3 класса нашей школы.

Классный час в 4 классе в День знаний «Твори добро на всей земле»Классный час в 4 классе в День знаний «Твори добро на всей земле» 1 сентября 2018 г. Классный час -"Твори добро на всей земле!" в 4 классе. Тема классного часа в День знаний была выбрана неслучайно. Указом.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Этикет
Автор публикации:
Урок доброты по методике Н. Щурковой «Твори добро другим во благо»
Опубликовано: 13 января 2022 в 17:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января — это день, когда блокада Ленинграда была снята. Это дата в России считается одним из Дней воинской славы. В этом году исполняется 78 лет с этого исторического момента. О том, как посвятить...

27 января. День рождения Моцарта

27 января исполняется 257 лет со дня рождения одного из самых знаменитых и популярных классических композиторов, музыку которого хорошо знают во всех странах, все люди – от мала до велика. Очередной...


Горячие темочки