Светлана Сергеевна Галкина
«У самовара. Традиции русского чаепития». Конспект открытого занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к русской народной культуре : ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
- ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
- расширять словарный запас
- закрепить у детей знания русских народных игр
- развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус
- развивать общую и мелкую моторику кистей рук.
- воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа.
Публикация «„У самовара, Традиции русского чаепития“, Конспект открытого занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Посиделки
- Самовар
- Средняя группа
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Интегрирование образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное
• Речевое
• Художественно-эстетическое
• Физическое
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, Социально-Коммуникативная (речевая, Игровая, Восприятие художественной литературы, Музыкальная, Двигательная, Конструирование
Словарная работа: самовар, блюдца, подстаканник, термос, чаепитие.
Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях. Чтение Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар". Работа над лексическим понятием слов: традиция, атрибут, сбитень, взвары, фарфор, фабрика.
Материальное обеспечение: компьютер, презентации на тему, музыкальное сопровождение, самовар и другие атрибуты чаепития, макароны, заготовка пано, клей, влажные салфетки, клеёнки
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
- Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: здороваются и садятся на стульчики (стульчики стоят полукругом).
I. Воспитатель:
«Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину».
Воспитатель: Сегодня мы решили устроить чайные посиделки- это такая добрая русская традиция.
Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Было время, когда на Руси многие столетия о чае ничего не знали - пили квасы, сбитни, взвары, травяные настои, меды, а чаёвничать начали лет 300 назад. И никто уже и не помнит о том, что чай - чужак, иностранец. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу, в качестве подарка царю. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который ободряет организм. Он настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным, исконно русским напитком.
Чайная традиция зародилась в Китае. Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Чаепитие на Руси – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».
Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком.
Само чаепитие являлось не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.
Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество.
Воспитатель: Ребята, хочу поделиться с вами одной из веселых историй про чай. Как заваривал один мужик чай своему барину, посолил, поперчил….
Смешная история видео 1.5мин)
II. Воспитатель: Загадаю вам загадку:
«Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться».
Дети: Это самовар.
Воспитатель: Да это русский Самовар, непременный атрибут русского чайного стола. Почему назвали самовар «самоваром»?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Самовар - это устройство для приготовления кипятка и разогрева воды. Кто-нибудь знает: «Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).
Воспитатель: Много лет тому назад наши талантливые предки, не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в городе Туле, изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Давайте посмотрим. Слайды
Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица-это главный город).
Самовары получили очень широкое распространение. Каких только самоваров они не делали! Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос-это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Слайды
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Выпей чайку, забудешь тоску», «Чай пьёшь - до ста лет проживёшь». Ответы детей.
Воспитатель: Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара. Дети получали знания, впитывали традиции и учились говорить и слушать у самовара. Положено, чтобы чай разливала хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверяется старшей дочери. Показ слайдов
Воспитатель: Ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала колоритные петухи или куклы-матрёшки по-настоящему украшают стол.
Слайд
Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. При сервировке праздничного стола для чаепития его положено накрывать красивой скатертью.
Воспитатель: В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России - символом русского гостеприимства.
III. Подвижная игра
Воспитатель: А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть. Я познакомлю вас с русской народной игрой.
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Дети вместе с родителями и воспитателем выполняют движения, проговаривая текст:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами (Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают).
Вот с такими волосами… (Показывают).
И с такими вот глазами… (Показывают).
И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?»
(На кого ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
IV. Традиционные правила чаепития.
Воспитатель: Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов (с подстаканниками) и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
«Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем». Слайд (Показываю иллюстрации чаепития в России).
Воспитатель: - Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития.
-Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.
-Русское чаепитие проводится в гостиной, на веранде или на открытом воздухе.
-Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
-Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав (малиновый, клубничный, ромашковый).
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом.
Воспитатель: - А сейчас ребята расскажут нам о полезности чая:
Дети: 1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
V. Мастерская (продуктивная деятельность).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Мы с вами будем создавать, украшать самовар и чайный сервиз. Они будут единственны и неповторимы. Кто знает, может, и наше творение прославится на весь мир.
(Дети с родителями делятся на группы и изготовляют самовар и чайные пары из макаронных изделий для дальнейшего закрепления на пано. Роспись изделий после высыхания)
VI. Итог занятия
Воспитатель:
-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
-Где производят самые известные самовары?
-Как можно в современной жизни использовать самовар?
-Что такое чаепитие на Руси?
- Из чего любили пить чай?
Ответы детей и совместное обсуждение
Воспитатель:
«Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку».
Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь, пожалуйста. Приятного вам чаепития. Чаепитие