МААМ-картинки

Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»

Наталья Пяткова
Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»

«Уральский край, уральский город - частица Родины моей»

Пяткова Н. Б.,

Бухалова Е. А,

воспитатели

МБДОУ «ДС № 314

г. Челябинска»

«Шар земной, на нем страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой…

Этот дом, страна, Земля –

Это родина моя

С. Крупинина

Публикация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников „Уральский край, уральский город — частица Родины моей“» размещена в разделах

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Ещё К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты справедливости, внимательного отношения к семье.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города Челябинска.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Мы, воспитатели подготовительной к школе группы, решили использовать содержание и методические материалы регионального компонента в воспитании патриотических чувств у детей, так как именно для старшего дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений.

Также одной из задач для педагогического коллектива дошкольного учреждения в текущем учебном году было воспитание любви к родному краю, городу.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

• Развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

• Формировать чувство толерантности, чувство уважения к народам Южного Урала, их традициям;

Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;

• Формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой родине, к своей Отчизне

Выбрали тему работы : «Уральский край, уральский город – частица родины моей».

Нами была изучена и использовалась в дальнейшем следующая литература:

• Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал», Челябинск, 2014 г.

• Иллюстративное приложение к программно-методическому комплексу «Наш дом Южный Урал» (Жизнь и труд людей на Южном Урале. Природа Южного Урала);

• Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Южный Урал – шаг за шагом», г. Челябинск, 2016 г.

Мы провели корректировку календарно-тематического планирования с учетом использования регионального компонента.

***

Таб. № 1 Планирование содержания регионального компонента образования

Реализация выбранной темы проводится по следующим направлениям:

• Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей;

• Организация предметно-пространственной среды;

• Сотрудничество с семьями воспитанников

• Взаимодействие с социальными партнерами

Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей.

Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Поэтому большая роль в реализации регионального компонента отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В виду специфики нашей логопедической группы, исключается проведение кружковой работы. Поэтому содержание регионального компонента включается в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты.

Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников, где обязательно принимают участие и родители. Проводимые праздники: «Осенины», флешмоб «Голубь мира», «День защитника Отечества», «Проводы зимы» создают атмосферу теплоты, способствуют развитию дружеских отношений.

Организация предметно-пространственной среды

Развивающая среда обеспечивает личностное развитие и нравственное становление ребенка. В группе оформлен центр гражданско-патриотического воспитания. В нем размещены иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по теме «Родной край». Дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе и крае.

Для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей используется всё пространство группы.

Сотрудничество с семьями воспитанников

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий работы по патриотическому воспитанию. Мы поставили перед собой задачу – установить конструктивные партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. Среди форм работы с родителями по региональному компоненту хочется отметить следующее:

- участие в творческом конкурсе «Мой район»;

- выпуск газет, книжек-малышек;

- проектная деятельность.

Взаимодействие с социальными партнерами

Также мы выстроили взаимодействие с нашими социальными партнерами: библиотекой ЦДЮ «Клуб мальчишек» и ЦДЮТиЭ «Космос». В ЦДЮ «Космос» дети знакомились с выставкой уральских камней, рассматривали видеоматериалы о природе Южного Урала, рисовали по сказам П. П. Бажова.

В процессе взаимодействия педагога с детьми, необходима «обратная связь» для оценки развития детей. В этой роли выступает педагогическая диагностика (программа «Южный Урал : шаг за шагом»). Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путем наблюдений и непосредственного общения с детьми.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Между семьями были распределены темы, по которым дети вместе с родителями подготовили альбомы с интересными материалами, стихами и рисунками. В ходе праздника каждая семья осветила тему своей работы : прозвучали стихи и загадки уральской писательницы Н. Пикулевой, родителями был показан отрывок из кукольного спектакля по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Патриотическое воспитание не возникает у людей само по себе. Это результат длительной и целенаправленной работы, в результате которой:

дети – ощущают свою сопричастность традициям и историческим ценностям Южного Урала;

- проявляют любознательность, задают вопросы о родном крае, его достопримечательностях;

- овладевают начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живут;

родители – активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ гражданственности;

педагоги – совершенствуют профессиональные компетенции в вопросах воспитания у детей патриотизма и любви к малой Родине.

Проведенная нами в течение года работа, значительно расширила знания дошкольников о родном городе, стране, воспитала в них чувство уважения к малой Родине и Родине–стране во всем ее многообразии культур и народов.

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, моя Россия» "Люблю тебя, моя Россия" Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В связи с введением ФГОС.

Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковИз опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Отличительной особенностью ФГОС ДО является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей и «воспитание в.

Конспект НОД по рисованию по мотивам Златоустовской гравюры в технике «граттаж». «Уральский лес» для детей 6–7 лет Рисование по мотивам Златоустовской гравюры в технике «граттаж». Тема «Уральский лес» с детьми 6-7 лет. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты» Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты»Цель: уточнить, расширить, закрепить знания.

Осенний праздник «Уральский край друзей собрал» с использованием регионального компонента, для детей 6–7 лет День народного единства «Уральский край друзей собрал" (старшая –подготовительные группы) 2018г. (На экране слайды с изображением Уральской.

Фотоотчет «П. П. Бажов — уральский сказитель»Фотоотчет «П. П. Бажов — уральский сказитель» Выставка в средней группе «П. П. Бажов — «уральский сказитель». 140-летию со дня рождения писателя посвящается» Знакомя детей с творчеством.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия — Родина моя» Вид проекта: познавательный; информационно-творческий; краткосрочный (с января по май 201. г.). Актуальность проблемы: «Родина для человека.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой край» Проект "Мой край" для детей старшего дошкольного возраста. Разработан воспитателями Кабешовой Н. Ю. Рябенковой О. В. Задачи проекта: Воспитание.

Мероприятие «Уральский край друзей собрал» День народного единства «Уральский край друзей собрал" (старшая –подготовительные группы) 2018г. (На экране слайды с изображением Уральской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 18:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД