Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»

Наталья Пяткова
Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»

«Уральский край, уральский город - частица Родины моей»

Пяткова Н. Б.,

Бухалова Е. А,

воспитатели

МБДОУ «ДС № 314

г. Челябинска»

«Шар земной, на нем страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой…

Этот дом, страна, Земля –

Это родина моя

С. Крупинина

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

Ещё К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты справедливости, внимательного отношения к семье.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, города Челябинска.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Мы, воспитатели подготовительной к школе группы, решили использовать содержание и методические материалы регионального компонента в воспитании патриотических чувств у детей, так как именно для старшего дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений.

Также одной из задач для педагогического коллектива дошкольного учреждения в текущем учебном году было воспитание любви к родному краю, городу.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

• Развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

• Формировать чувство толерантности, чувство уважения к народам Южного Урала, их традициям;

Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё;

• Формировать у дошкольников чувство любви, гордости и патриотизма к малой родине, к своей Отчизне

Выбрали тему работы: «Уральский край, уральский город – частица родины моей».

Нами была изучена и использовалась в дальнейшем следующая литература:

• Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования «Наш дом – Южный Урал», Челябинск, 2014 г.

• Иллюстративное приложение к программно-методическому комплексу «Наш дом Южный Урал» (Жизнь и труд людей на Южном Урале. Природа Южного Урала);

• Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Южный Урал – шаг за шагом», г. Челябинск, 2016 г.

Мы провели корректировку календарно-тематического планирования с учетом использования регионального компонента.

***

Таб. № 1 Планирование содержания регионального компонента образования

Реализация выбранной темы проводится по следующим направлениям:

• Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей;

• Организация предметно-пространственной среды;

• Сотрудничество с семьями воспитанников

• Взаимодействие с социальными партнерами

Совместная (партнерская) деятельность педагога и детей.

Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Поэтому большая роль в реализации регионального компонента отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. В виду специфики нашей логопедической группы, исключается проведение кружковой работы. Поэтому содержание регионального компонента включается в непосредственно образовательную деятельность, в режимные моменты.

Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников, где обязательно принимают участие и родители.Проводимые праздники: «Осенины», флешмоб «Голубь мира», «День защитника Отечества», «Проводы зимы» создают атмосферу теплоты, способствуют развитию дружеских отношений.

Организация предметно-пространственной среды

Развивающая среда обеспечивает личностное развитие и нравственное становление ребенка. В группе оформлен центр гражданско-патриотического воспитания. В нем размещены иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки по теме «Родной край». Дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе и крае.

Для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей используется всё пространство группы.

Сотрудничество с семьями воспитанников

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий работы по патриотическому воспитанию. Мы поставили перед собой задачу – установить конструктивные партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. Среди форм работы с родителямипо региональному компоненту хочется отметить следующее:

- участие в творческом конкурсе «Мой район»;

- выпуск газет, книжек-малышек;

- проектная деятельность.

Взаимодействие с социальными партнерами

Также мы выстроили взаимодействие с нашими социальными партнерами: библиотекой ЦДЮ «Клуб мальчишек» и ЦДЮТиЭ «Космос». В ЦДЮ «Космос» дети знакомились с выставкой уральских камней, рассматривали видеоматериалы о природе Южного Урала, рисовали по сказам П. П. Бажова.

В процессе взаимодействия педагога с детьми, необходима «обратная связь» для оценки развития детей. В этой роли выступает педагогическая диагностика (программа «Южный Урал: шаг за шагом»). Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путем наблюдений и непосредственного общения с детьми.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Между семьями были распределены темы, по которым дети вместе с родителями подготовили альбомы с интересными материалами, стихами и рисунками. В ходе праздника каждая семья осветила тему своей работы: прозвучали стихи и загадки уральской писательницы Н. Пикулевой, родителями был показан отрывок из кукольного спектакля по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Патриотическое воспитание не возникает у людей само по себе. Это результат длительной и целенаправленной работы,в результате которой:

дети – ощущают свою сопричастность традициям и историческим ценностям Южного Урала;

- проявляют любознательность, задают вопросы о родном крае, его достопримечательностях;

- овладевают начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором живут;

родители – активно участвуют в воспитательном процессе и формировании у детей основ гражданственности;

педагоги – совершенствуют профессиональные компетенции в вопросах воспитания у детей патриотизма и любви к малой Родине.

Проведенная нами в течение года работа, значительно расширила знания дошкольников о родном городе, стране, воспитала в них чувство уважения к малой Родине и Родине–стране во всем ее многообразии культур и народов.

Публикации по теме:

Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Люблю тебя, моя Россия» "Люблю тебя, моя Россия" Представление педагогического опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В связи с введением ФГОС.

Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковИз опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Отличительной особенностью ФГОС ДО является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей и «воспитание в.

Конспект НОД по рисованию по мотивам Златоустовской гравюры в технике «граттаж». «Уральский лес» для детей 6–7 лет Рисование по мотивам Златоустовской гравюры в технике «граттаж». Тема «Уральский лес» с детьми 6-7 лет. Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты» Конспект занятия для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию. «Город моей мечты»Цель: уточнить, расширить, закрепить знания.

Осенний праздник «Уральский край друзей собрал» с использованием регионального компонента, для детей 6–7 лет День народного единства «Уральский край друзей собрал" (старшая –подготовительные группы) 2018г. (На экране слайды с изображением Уральской.

Фотоотчет «П. П. Бажов — уральский сказитель»Фотоотчет «П. П. Бажов — уральский сказитель» Выставка в средней группе «П. П. Бажов — «уральский сказитель». 140-летию со дня рождения писателя посвящается» Знакомя детей с творчеством.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Россия — Родина моя» Вид проекта: познавательный; информационно-творческий; краткосрочный (с января по май 201. г.). Актуальность проблемы: «Родина для человека.

Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мой край» Проект "Мой край" для детей старшего дошкольного возраста. Разработан воспитателями Кабешовой Н. Ю. Рябенковой О. В. Задачи проекта: Воспитание.

Мероприятие «Уральский край друзей собрал» День народного единства «Уральский край друзей собрал" (старшая –подготовительные группы) 2018г. (На экране слайды с изображением Уральской.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Из опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Уральский край, уральский город — частица Родины моей»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 18:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Сценарий театральной постановки по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
Сценарий театрализованной постановки по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Мешок яблок» для детей старшей группы общеразвивающей направленности ( 5 – 6...
Педагогический проект «В гости приглашает библиотека»
Людмила Рыбакова Педагогический проект «В гости приглашает библиотека» Соавторы: Е. В. Гончарова, И. В. Минчукова, Л. В. Ненахова, Т. Д. Шевченко. В...
Викторина по ПДД «Веселый светофор»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах дорожного движения. Задачи:. -Закреплять знания о ПДД -Развивать внимание, сосредоточенность, устную связную...