МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Условия организации труда в природе»

Тамара Косушко
Консультация для воспитателей «Условия организации труда в природе»

Труд имеет огромное воспитательное и образовательное значение в жизни детей. Ценность труда заключается в том, что есть результат (птиц кормят – могут погибнуть, цветы поливать надо иначе засохнут и т. д). Нельзя труд превращать в самоцель, надо связать его с получением знаний. Систематическая коллективная работа объединяет детей, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет радость и удовольствие. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Условия организации труда в природе“» размещена в разделах

При организации труда надо учитывать нагрузку на ребёнка, т. к. перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, ребёнок отказывается выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой они бы справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребёнок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудование для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, даёт ребёнку возможность выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой. Трудовое оборудование должно быть размещено так, чтобы детям удобно было его взять, использовать, привести в порядок и положить его на место. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.

Существуют различные формы организации детской деятельности (поручения, дежурство, коллективный труд).

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо из своих сверстников. Поручить – значить обязать ребёнка выполнить какую - то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Привлекая детей к такой форме организации воспитателю легче сформировать трудовые навыки и умения, удобно контролировать действия каждого ребёнка и своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается (дополнительный показ, совет). Трудовые поручения подводят детей к дежурству, учат их трудиться.

Дежурства более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности, ставят ребёнка в условия обязательного выполнения определённых дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурство по уголку природы начинается со старшей группы, где дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурства. Решаются задачи, как согласовывать действия, взаимопомощь, самостоятельность, ответственность, умение доводить дело до конца, во время сделать свою работу. В обязанность входит отмечать календарь природы.

Коллективный труд, где принимают участие одновременно все дети, такой труд используют после того, как дети приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Организуя коллективный труд всей группы, целесообразно делить на несколько звеньев, каждому звену даётся определённое задание (одни уносят мусор, другие работают с граблями, третьи подметают и т. д.). Состав звеньев может быть постоянным, а дела выполняемые детьми будут меняться. В детском саду используют два вида коллективного труда : труд общий и труд совместный. В общем труде детей объединяет общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего даёт возможность ребёнку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда (чего один не сделает – сделаем вместе, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества (мы все вместе работали, много дел успели сделать). Например: убрать полки с игрушками. Но для этого нужно вымыть пластмассовые и резиновые игрушки, протереть кукольную мебель, вытереть полки. Чтобы выполнить задание, нужно распределить работу, в процессе работы не отставать от других, всем вместе отвечать за результат. В общем труде создаются благоприятные условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за сверстников, умение подчинять свои желания требованиям группы.

В подготовительной группе, помимо общего труда используют более сложную форму организации детей – совместный труд. При такой организации труда каждый ребёнок выполняет не всё задание целиком, а какую- либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передаёт результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше. При этом дети оказываются в зависимости друг от друга в самом процессе деятельности. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат работы.

Публикации по теме:

Организация коллективного труда. Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей. в ходе которого они переживают радость соотрудничества. У них появляется чувство.

Особенности труда детей дошкольного возрастаОсобенности труда детей дошкольного возраста Особенности труда детей дошкольного возраста Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Условия организации труда в природе»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 18:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД