Алёна Михеева
«В гости к нам пришла зима». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к нам пришла зима»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотаблиц.
Цель: развитие речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
- Способствовать закреплению представлений детей о сезонных изменениях в природе.
- Способствовать формированию умения пересказывать текст с помощью мнемотаблицы.
Публикация «„В гости к нам пришла зима“, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- Побуждать детей подбирать однородные определения к словам, образовывать существительные с суффиксами, подбирать подходящие по смыслу прилагательные.
- Помочь запомнить текст стихотворения, используя мнемотаблицу.
- Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей.
Способы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, самостоятельный пересказ, физминутка «Зимняя прогулка», загадки, д/игры «Назови ласково», «Какой, какая», заучивание стихотворения о зиме.
Средства: презентация «Зима», мнемотаблицы, рассказ «Зима», стихотворение «Зима».
Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент
- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вам сейчас его расскажу. Поможете разгадать мой сон?
Красавица, волшебница, королева в белом наряде с длинными снежными волосами шла, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг были укутанные снегом деревья, кусты, дома. Вдруг подул ветер, и закружилась метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера сковало льдом. Кто же эта красавица, волшебница и королева? (Ответы детей)
СЛАЙД
-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. СЛАЙДЫ
-Какая зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).
А как называются зимние месяцы? ( Дети: Декабрь, январь, февраль.)
Вспомним, какие изменения происходят в природе зимой?
(Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).
-Как же спасаются от холода дикие животные? ( Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).
-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).
Я думаю, ребята у нас может получится прекрасный рассказ о зиме. Внимательно послушайте мой рассказ.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие прочитанного:
- Кто пришел к нам в гости? - Чем зима накрыла землю? -Что происходит зимой? - Какие подарки принесла зима?- Для чего людям нужны эти подарки?- В какие зимние забавы можно играть зимой?
Чтобы вам было проще составить свой рассказ, вы можете опираться на картинки. (СЛАЙД)
Послушайте ещё раз мой рассказ.
Затем предлагается нескольким детям самостоятельно передать рассказ с опорой на мнемотаблицу. (2-3 человека)
Замечательные рассказы у вас получились! Да, все мы любим зимние забавы. И в любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Я вам предлагаю погулять.
Физминутка «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)
Вышли в сад мы погулять ("Идут" пальчиками)
Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)
Птичек крошками кормили (Крошащие движения)
С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)
И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)
Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений,
И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)
Палка -вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук)
Все мы дружно вместе шли, В детский сад опять пришли (Отряхивают ладошки).
- Зимой много снега. Предлагаю вам поиграть со словом «снег». Я буду задавать вопросы – загадки. А у вас все слова - отгадки должны получится от слова «снег».
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла.
(Снежинка)
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
Все бегут вперегонки и хотят играть в. (снежки)
А на ветки, посмотри, прилетели. (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю покрывает. (снег).
Рядом с ним стоит фигурка, это девочка. (Снегурка)
С нежно-белой головой,
Прям из-под сугробов,
Появляется на свет,
Маленький цветочек! (Подснежник)
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
На гусенице движется,
Да скользит на лыжицах.
Лёд, сугроб - не сбавит ход,
Мчится быстрый … (снегоход)
СЛАЙД с Мнемотаблицей.
- Отлично, назвали правильно слова, все они происходят от слова «снег».
Я вам предлагаю поиграть с этими словами.
Игра «Назови ласково»; Игра «Какой, какая?»
Кто может придумать предложение с любым их этих слов?
А стихи о зиме вы знаете? (Ответы детей)
Я знаю очень красивое стихотворение о зиме. Оно так и называется - «Зима». Написала его Ирина Гурина. Послушайте. (Читает стих-е)
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
Снегурочку из сказки,
И лыжи, и салазки,
И елку, и игрушки,
И снег в большой кадушке.
Для речек - гладкий лед,
Для деток - Новый год.
- Вам понравилось стихотворение? Предлагаю всем вместе выучить его. А чтобы нам было проще это сделать, будем опираться на таблицу. (Мнемотаблица)
Читает ещё раз с опорой на таблицу. Потом повторяют все вместе.
Итог занятия.
- Сложно вам было учить стихотворение? Почему? Что нам помогло? (Таблица) Кому вы его расскажете?
- Что ещё мы с вами составляли с помощью таблицы? (рассказ о зиме). Сложно было?
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
- А после сна я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему "Волшебница зима", из которых мы оформим альбом.