Марина Кирьянова
«Веснянка-свистунья» (конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Веснянка-свистунья»(конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы)
Образовательная область : Познание (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей : Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 6 лет
Публикация «„Веснянка-свистунья“ (конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Формы непосредственной образовательной деятельности : реализация проекта, беседа,
Формы организации: старшая группа, подготовительная к школе подгруппа.
Задачи:
образовательные : расширять представление о народных праздниках, познакомить с весенним праздником «Веснянка», обобщить знания детей о перелетных птицах;
развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление; учить строить высказывания типа рассуждений; развивать умение строить причинно-следственные связи; учить понимать образный смысл загадок; развивать навыки конструирования из бумаги по схеме; учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки, учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования и аппликации; развивать интерес к искусству оригами;
воспитательные: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете; закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно
Словарь новых слов: Веснянка, Весновка, Свистунья, бог-посвист.
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: кроссворд с ключевым словом «Птицы», написанный на большом листе бумаги; демонстрационные картинки с изображением птиц; квадратные листы плотной бумаги 10х10 или 15х15 см. черного или темно-синего, темно-фиолетового цвета; схема. На которой нарисована последовательность изготовления грача; ножницы, цветная бумага, клей; краски и кисти для рисования; аудиозапись голосов птиц.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)
Воспитатель (загадывает детям загадку) : Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно. «Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит». Не правда ли, ребята, в этих строках описано несколько примет весны. И одна из них- возвращение перелетных птиц. Давайте отгадаем с вами кроссворд и узнаем, кто нам весну приносит. (дети отгадывают кроссворд, в котором номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ) :
1. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
3. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
4. Эту птицу знает всякий:
На шесте его дворец.
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день.
(Скворец)
5. По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех…
(Грач)
(после разгадывания кроссворда дети читают ключевое слово "Птицы" и определяют тему занятия).
Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали кроссворд. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?
Дети: Женский день 8 марта.
Воспитатель: Правильно! Но весной -14 марта – славяне отмечали еще и День Весновки, Веснянки, Авдотьи Плющихи. Этот день считался днем первой встречи весны, началом нового года русского земледельца. У славян был даже бог-посвист, призывающий на землю весну. И в этот день дети отыскивали первые проталины и окликали весну. Мамы и бабушки пекли и раздавали детям особые крендельки и плюшки в виде птиц, а дети выбегали со своими сладкими птицами на улицу, подбрасывали их повыше и пели веснянки. В них просили птиц прилететь и принести с собой тепло, ключи от Весны. Давайте и мы с вами сделаем себе птичек. А чтобы узнать какую птицу мы будем делать надо правильно отгадать загадку:
Весной и летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
Дети: Грач.
Воспитатель: Правильно. Грача называют вестником весны, потому что он возвращается на Родину одним из первых- в середине марта. Прилетая к нам из теплых краев, грачи разбиваются на пары и строят себе гнезда в основном на ветвях деревьев из довольно толстых веток и выстилают травой, тряпками и шерстью. Устраивая гнезда грачи громко кричат, ссорятся друг с другом. Этот гомон умолкает только тогда, когда грачихи отложат в гнездо по 4-5 пепельно-серых яйца. Кормятся грачи на земле: на пашнях, огородах, лугах. А я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо известной вам технике оригами. Мы уже мастерили с вами поделки в этой технике, поэтому я думаю, что вы сможете справиться с ним без подробных объяснений, пользуясь схемой. (После подробного анализа схемы воспитатель предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. После выполнения проделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым, вырезать из бумаги червяка).
Воспитатель: Вот и у нас теперь есть свои птицы. Ребята, а как вы думаете, почему этот день называли не только Веснянкой, но и Свистуньей?
Дети: Потому, что весной птицы поют песни, но не как люди, а как будто свистят.
Воспитатель: Правильно! Давайте и мы с вами послушаем как они поют и весну зовут (звучит аудио запись голосов птиц, дети называют те, которые угадали). Птицы нам песню спели, давайте и мы их песней порадуем, споем им песню о весне. (дети исполняют песню).
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? (воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их). Правильно, перелетные птицы- это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны. А каких перелетных птиц вы знаете? ( ответы детей: ласточка, стрижи, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды. воспитатель при этом показывает картинки названных птиц). Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. (ответы детей.) Правильно, все эти птицы питаются насекомыми. Но осенью (мы с вами хорошо знаем) насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края. Где круглый год много насекомых. А почему они все же возвращаются обратно, как вы думаете? Ведь каждый перелет очень труден и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться обратно весной? Как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: знаете, ребята, ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они учились летать, родители учили их добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю. Родному дому. Вы со мной согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А в заключение давайте с вами вспомним, что нового вы узнали сегодня, что нового мы с вами научились делать.
Дети: Мы узнали про весенний праздник Веснянки-Свистуньи, как ее праздновали и почему он так называется. Научились делать грачей из бумаги в технике оригами. Кроссворд разгадали.
Воспитатель: А как вы думаете новые знания могут вам еще пригодиться? И где?
Дети: Да. Мы сможем рассказать об этом своим родителям и друзьям и сделать им в подарок первых весенних птиц-грачей.