Папки-передвижки

Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста

Наталья Мухина
Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста

Для современной педагогики одной из актуальных проблем есть раннее эмоциональное развитие детей, формирование их креативной личности и объемного творческого мышления посредством музыкального искусства.

Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, в формировании таких тонких качеств как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Публикация «Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребенку свою дорогу в музыку и с ее помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.

Методологическим основанием элементарного музицирования является

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА –

которая предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие. Обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание.

Элементарное музицирование опирается на лучшие традиции отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, таких как Б. Н. Теплов, Н. А. Ветлугина, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, Л. Баренбойм, Э. – Жак Далькроз. К. Орф., а также современных педагогов-музыкантов:

Вячеслав Жилин - основатель орфовского движения;

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна - лидер Российской Орф-Шульверк Ассоциации, Автор программы «Элементарное музицирование с дошкольниками». Татьяна Эдуардовна - ведущая международного семинара «Учусь творить. Музыка, речь, движение, импровизация».

Ирина Шестопалова - председатель Всероссийского педагогического общества им. Карла Орфа, автор и ведущая семинара «Игровое пространство музыки. Практика Орф-Шульверк».

Ирина Галянт - автор программы «Орфей»

Елена Поплянова – автор песен для детей.

Татьяна Боровик – музыковед, педагог. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Проводит авторские семинары.

Анна Буренина – автор популярной программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика», ведущая семинаров для музыкальных руководителей детских садов по вопросам музыкально-ритмического воспитания детей.

Элементарное музицирование.

Элементарное – (по латыни «элементариус», относящийся к элементам, первозданный, первичный, изначальный.

Музицирование – занятие музыкой, это игра на муз. инструментах («Толковый словарь» Ожегова).

«Шульверк».Э. М. – это не музицирование само по себе, оно связано с движением, танцем, словом.

Его нужно создавать самому; в него нужно включаться не как слушателю, а как участнику.

Элементарное музицирование опирается на следующие принципы:

- отношение к ребенку как к самоценной личности,

- принятие его любых его творческих проявлений,

- создание атмосферы игр, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».

А для успешной реализации ООП должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Главная цель элементарного музицирования – игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Задачи развития личности детей средствами музыки

Задачи музыкального развития:

- воспитывать любовь и интерес к музыке, расширение музыкального кругозора;

- развитие чувства музыкальной формы: восприятие не только двух – трехчастной формы, вариаций и рондо, но и музыкальной фразы, вопросно-ответной формы в музыкальных диалогах;

- развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ;

- развитие ладового и звуковысотного слуха;

- развитие вокально-хоровых навыков, умений выразительно исполнять песню;

- совершенствование музыкально-слуховых представлений, навыка внутреннего слухового контроля за исполнением музыки (в пении, ритмике, музицировании);

- развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков выразительности исполнения.

Задачи интеллектуального развития (речь, познание):

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; о свойствах объектов (звучание, ритм, темп);

о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках;

- развитие фонематического слуха;

- развитие звуковой и интонационной культуры.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзвчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Задачи физиологического развития:

- формирование двигательной активности;

- развитие таких физических качеств как координация движений, крупной и мелкой моторики рук;

- выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки и др.)

- формирование навыков ориентировки в пространстве.

Задачи психоэмоционального развития:

- умение управлять своими эмоциями;

- развитие произвольности поведения, ответственности.

Таким образом, реализация данных задач на занятиях по элементарному музицированию влияет на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Виды деятельности на занятиях по элементарному музицированию

Речевое музицирование

развивает у ребенка чувство ритма, способствует формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Игры с фонемами

Речевое музицирование начинается с игр фонемами, фонемными слогами – этот огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий привлекает ребенка. Дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу: тарабарские, чепуховые рифмы (эне-бэне-раба, ама лама,мисли-масли-кумпа– тели, хоккери-доккери). Оказывается, эти речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха, их необходимо использовать на занятиях логоритмикой в группах для детей с нарушением речи, так как они развивают умение координировать пение, речь и движение.

Коммуникативные игры

• Пальчиковая гимнастика

• Элементарные танцы

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в работе педагога – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружение, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращение, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками.

Игры со звучащими жестами

Звучащие жесты –

первые инструменты человека. Это важнейшая составляющая часть концепции Орфа. Это инструменты, которые всегда с собой. Это лучшее средство метроритмического воспитания.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой

Озвучивание стихов и сказок

Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.

Игры с музыкальными инструментами.

Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.

Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно «Орфофский набор». Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (от нем. Gloke - колокольчик). Все эти инструменты являются ударными, так как играют на них, ударяя специальными палочками.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф – уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с колокольчиками, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелочки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Растормаживающий и побуждающий оркестр этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем не сравним.

Комплект орфовских инструментов в сочетании с шумовыми позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем, и это его главное педагогическое достоинство.

К основным принципам элементарного музицирования относятся:

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики).

Принцип целостности - обеспечивает новые знания, в том числе и о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности – обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченности деятельностью.

Принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах деятельности.

Принцип минимакса – обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и аозрастными возможностями.

Принцип творчества – обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности.

Создание развивающей муз среды – взаимодействие детей со взрослыми, увлеченными музыкой и понимающими ее значение в жизни ребенка, отбор высокохудожественной музыки, сопровождающей жизнедеятельность ребенка, наличии екачественных музыкальных инструментов и игрушек.

Таким образом, реализуя данные дидактические принципы, мы формируем общую художественную Культуру ребенка, а значит оказываем виляние на личностное развитие детей раннего младшего и старшего дошкольного возраста, и воспитываем гармонично развитую личность.

Список использованной литературы:

1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - СПб. : РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 144 с.

2. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие для начального музыкального воспитания и развития. - СПб. : ЛОИРО, 2003. – 100 с.

3. Тютюнникова Т. Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

Публикации по теме:

Игры для сплочения детского коллектива. Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста Игры на сплочение детского коллектива Представленные игры направлены на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми младшего.

Использование пальчиковых игр и их влияние на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Введение Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала эту тему, так как эта тема очень актуальна и имеет.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие:.

Мастер-класс для педагогов «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста» Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию выступление на тему: «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие.

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: - сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; - познакомить родителей.

Методический семинар «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования» Слайд 1. Разрешите представиться Я Черникова Светлана Викторовна! Работаю музыкальным руководителем в Детском саду «Теремок». Слайд 2.

Презентация «Влияние Устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического.

Консультация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование» Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование. Теоретическую основу работы по данной теме мы.

Влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние элементарного музицирования на личностное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2018 в 14:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД