Нафиса Ринатовна Шакирова
«Вместе с папой, вместе с мамой» (проектная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
"Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал». Елена Александровна Мухачёва
В нашем государстве основная общественная функция по воспитанию детей принадлежит семье.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребёнка.
Публикация «„Вместе с папой, вместе с мамой“ (проектная деятельность)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Важно отметить, что современная семья очень нуждается в разнообразных знаниях: педагогических, медицинских, экономических, психологических, юридических, т. к. жизненные проблемы диктуют им потребность в тех или иных знаниях. Мы стараемся быть чуткими к запросам семьи и помогать нашим родителям. Учитывая современные подходы к этой проблеме, наш коллектив старается максимально разнообразить содержание и формы работы с семьей в нашем детском саду.
Работу по вовлечению родителей в активную деятельность по воспитанию гармонично развитого ребёнка мы ведем по четырем направлениям.
Работу детского сада с семьей ведём комплексно, в системе дети + воспитатели + родители + специалисты ДОУ (учитель-логопед, педагог – психолог, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра). Объединяя наши усилия, мы обеспечиваем детям защиту, создаём эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – всё это способствует их развитию, умению общаться со сверстниками и со взрослыми.
Именно поэтому мы выделили для себя основные моменты по работе с родителями:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (обучение, создание среды).
2. Личное активное участие родителей в различных мероприятиях МБДОУ.
Мы испробовали очень многие формы работы с семьями, и, исходя из практических результатов, пришли к выводу, что
наши родители хотят и могут обучаться, они ждут от нас новых интересных идей, перспектив своего творческого и личностного развития и готовы сотрудничать с нами с полной отдачей.
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьёй.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные формы работы с семьё й в нашем детском саду:
- семейные творческие проекты (дети+родители+педагоги);
-мастер-классы (дети+родители, например «Сказочное путешествие» (дети учили родителей делать птиц в технике оригами); родители+педагоги - «Сказочный чудо-бисер», «Сказки из оригами», «ОЧумелые ручки» и др.);
- участие родителей в совместных интегрированных занятиях, оздоровительных мероприятиях где использованы новые технологии коррекционной работы «Логоритмика для малышей» под редакцией Картушиной М. Ю., «Психогимнастика», «Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы» Н. М. Метеновой (вхождение в занятие);
- совместное проведение праздников: наши родители и воспитанники– участники: «Фестиваля народного костюма, песни и танца», семейного фестиваля «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», которые проводились в нашем ДОУ (Почётные грамоты, литературно-музыкального праздника «День Матери», родители были организаторами празднования дней рождений, «Дня шуток, забав и смеха», «Дня приятных Неожиданностей»;
- участие в интеллектуальных конкурсах «Мой папа самый лучший»;
- встречи с представителями общественных организаций посё лка: «Встреча с ветеранами войны и тружениками тыла»; «Встреча с художником Таныгиным Ю. И.», «Встреча с детским писателем С. И. Пивоваровым»;
- участие в спортивных досугах «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самая спортивная семья»;
- участие в походах на природу, «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу», «Путешествие в зимний лес», «За здоровьем на природу»;
- участие в экскурсиях в культурные центры нашего посёлка;
- совместное с детьми посещение бассейна.
- изготовление семейных и групповых альбомов «Наше счастливое детство», «Наши успехи», фотомонтажи «Пока мама на работе», «В кругу семьи»;
- изготовление семейных коллажей различной тематики;
- выпуск малотиражной газеты МБДОУ «Вести из Сказки»;
- работа с родителями через сайт нашего детского сада;
- совместные чаепития «Душевный разговор за чашкой чая»;
- НОД с участием родителей;
Одной из современных и актуальных форм работы с детьми и родителями, является проектная деятельность.
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным событиям.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становиться более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действии, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Основные виды совместной проектной деятельности в ДОУ : творческий, исследовательский.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :
1. Исследовательско-творческие проекты : дети экспериментируют вместе с родителями и педагогами, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентированные проекты : дети, родители и педагоги собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна с участием родителей, педагогов например «Театральная неделя»).
Каждый вид проекта включает деятельность педагога, детей и родителей, обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
В течение 3 лет нами были разработаны и реализованы следующие творческие проекты :
- «Югорские леса – лесные чудеса»;
- «Берегите птиц»;
- «Спасти и сохранить»;
- «Весёлая клумба»;
- «С добротой и с заботой»;
- «Полюби всей душой север наш дорогой».
Более подробно остановлюсь на совместном творческом проекте для детей и родителей «Полюби всей душой Север наш дорогой», который я разработала 2009 г. в рамках инновационной деятельности МБДОУ по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей через национально-региональный компонент».
Проблема проекта : несформированные представления детей о «малой Родине», её природе, культуре и традициях коренного населения Югры.
Цель проекта : воспитание нравственно-патриотических чувств через национально-региональный компонент.
Задачи проекта :
1. Дать представления детям о природных богатствах северного края, о жизни и быте коренного населения - ханты и манси.
2. Воспитывать любовь и уважение к малой родине, к коренному населению Югры, толерантность и бережное отношение к природе.
3. Укреплять детско-родительские отношения, активизировать родителей в целях совместной деятельности.
4. Создать благоприятную предметно-развивающую среду в группе для детей.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Длительность проекта – долгосрочный (в течение 3 лет).
Продукты проекта : сочинение творческих сказок и рассказов детьми и родителями; оформление уголка «Родной край»; изготовление элементов костюмов народов ханты и манси; создание мини-библиотеки по теме проекта, выставок книг ; изготовление методического пособия: «Земля моя - Югра»; «Природа Югорского края», «Животные Югры»; оформление альбомов для рассматривания «Коренное население Югры», «Быт народов ханты и манси», «Мы дети природы», дидактического материала с образцами хантыйских узоров; картотек хантыйских народных игр; сбор природного материала и гербария.
Анологично проекту «Полюби всей душой север наш дорогой», разработаны и опробированы на практике проекты :
Творческий проект «Веселая клумба».
Длительность проекта – долгосрочный, в течение учебного года.
Здесь представлены продукты проектной деятельности детей и родителей нашей группы. Наша группа заняла 1 место в смотре-конкурсе «Готовность групп к новому 2009-2010 году учебному году». Продукты деятельности детей и родителей радовали нас всё лето (наша группа получила 1 место в смотре-конкурсе предметно-развивающей среды «Здравствуй, радужное лето!», 2013 г.).
Продукты проекта : выносной материал и нетрадиционное оборудование для создания предметно-развивающей среды в летний период.
Информационно-практико-ориентированный проект «С добротой и заботой».
Длительность проекта – долгосрочный, в течение 3 лет.
Продукты проекта : фотоальбомы, альбомы детского творчества.
Осуществляем шефскую работу над ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в г. п. Фёдоровский, совместно с коллегами по работе.
Творческий проект «Берегите птиц!».
Длительность проекта – долгосрочный, в течение учебного года.
Продукты проекта : скворечники и кормушки для размещения на территории детского сада.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско–родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Для взрослых участников проектов – педагогов и родителей – основными критериями успешной работы явились: неугасающий интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться.
В результате у родителей повысился уровень педагогических знаний, появилась активная жизненная позиция. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.