Ольга Конева
Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе «Водные ресурсы Кемеровской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе
Образовательная область «Познание»
Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Тема: "Водные ресурсы Кемеровской области"
Цель: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомление с природой родного края.
Программное содержание:
Познание:
Публикация «Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе „Водные ресурсы Кемеровской области“» размещена в разделах
- День воды, 22 марта
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Расширять представления детей о водных ресурсах – река Томь, о флоре и фауне Кузбасса.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Кемеровской области.
Закреплять умение составлять алгоритм по обозначенной цели, определяя оборудование и действие с ним.
Учить прогнозировать результат опыта.
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Коммуникация:
Обогащать и активизировать словарь.
Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Социализация:
Формировать умение работать в микро группах, оценивать свою работу.
Безопасность:
Закреплять навыки безопасного поведения в процессе экспериментирования.
Интегративные качества:
Формировать позицию «активного деятеля»
Развивать личностные качества – целеустремленность, решительность, настойчивость.
Формировать предпосылки к учебной деятельности.
Словарь: флора, фауна, хищник, травоядный, всеядный, алгоритм, фильтр.
Развивающая среда:
Проекционный экран, проектор, ноутбук, видео презентация о реке Томь, кроссворд, иллюстрации, дидактическая игра «Флора и фауна родного края» (предметные картинки с изображением деревьев и животных, материалы для экспериментирования (салфетки, вата, марля, ситечки, воронки, емкости для воды, грязная вода, карточки «Алгоритм очистки воды», цветные фишки.
Методы и приемы:
Рассматривание, обсуждение, пояснение, проблемные ситуации, игра.
Ход:
Воспитатель вместе с детьми: Добрый день всем добрым людям,
Мы вам рады, мы вас любим.
Глазки откройте и посмотрите –
Мы вас любим, и вы нас любите.
Вос-ль: Ребята, я рада вас приветствовать в нашем клубе исследователей природы «Родничок». Наши встречи посвящены изучению природы Кемеровской области.
Вос-ль: А что вы можете сказать о природе своего края?
Ответы детей: - Природа нашего края очень богата и разнообразна.
- В Кузбассе много лесов, полей, равнин.
- Животный мир представлен и хищниками, и травоядными.
Вос-ль: Кемеровская область небольшая по площади, но её отличает разнообразие растительности, животного мира. Всю живую природу разделяют на флору и фауну. А вы, ребята, знаете, что обозначают эти слова?
Ответы детей:- Слово «фауна» означает животный мир.
- Слово «флора» в переводе означает растительный мир.
Вос-ль: Молодцы. Предлагаю вам вспомнить, что мы уже знаем о природе Кузбасса.
Дидактическая игра «Флора и фауна родного края»
Детям предлагаются карточки с изображением деревьев, кустарников, животных. Задача ребят разделить их на флору и фауну, а в каждой группе классифицировать по нескольким признакам: виды лесов, хищники-травоядные, впадающие в спячку-бодрствующие.
Дети выполняют задания в двух группах, формулируют выводы.
Ответы детей:1. Все деревья мы разделили на хвойные и лиственные.
2. К хвойным относятся: кедр, ель, сосна, пихта.
Они образуют тайгу.
3. В лиственных лесах растут: береза, осина, тополь, липа.
4. В смешанных лесах встречаются и хвойные, и лиственные
деревья.
5. Животных мы разделили по способу добычи пищи.
6. Хищники это – ласка, волк, рысь, медведь, травоядные – заяц,
лось. Всеядные это – лисица, белка, барсук, еж.
7. Животных мы разделили на тех, кто впадает в спячку и тех, кто
бодрствует зимой. Спят зимой: еж, барсук, медведь.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием
Все живое на земле не может существовать без одного вещества.
Что это такое поможет узнать кроссворд.
Работа с кроссвордом.
1. В первой клетке буква, которая спряталась в слове «сова» и стоит в нем на третьем месте. (В)
2. Во второй клетке буква, которая есть в слове «лось» и стоит на втором месте. (О)
3. В третьей клетке буква, с которой начинается слово «дятел» (Д)
4. В четвертой клетке буква, которая в слове «береза» стоит в конце. (А)
Вос-ль: Какое слово у нас получилось? Правильно, это слово «вода»
Все живое на Земле погибает без воды. Ученые установили: человек без
еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
Основными водными ресурсами нашей области являются реки, озера,
подземные воды. Подойдите, пожалуйста, к карте.
Работа с географической картой Кемеровской области.
Вос-ль: Каким цветом на карте обозначены реки?
(реки на карте обозначены синим цветом)
Вос-ль: Подумайте, почему одни линии более тонкие, а другие – толстые? (тонкими линиями показаны небольшие реки, а главные, широкие реки обозначают толстыми линиями)
Вос-ль: Ребята, назовите реки Кемеровской области, мы вместе покажем их на карте.
Дети называют реки: Томь, Яя, Кондома, Аба.
Вместе с воспитателем находят и показывают их на карте.
Вос-ль: Молодцы, ребята! Самая большая и полноводная река Кемеровской области – Томь, правый приток Оби. Вторая по величине река области – Кия.
Вос-ль: Приглашаю вас заслушать доклад о реке Томь юного исследователя Дениса Некипелова. (дети садятся на стулья перед экраном)
Видео презентация «Река Томь»
Самая большая река Кемеровской области – Томь.
От своих истоков Томь имеет нрав типично горной реки.
Кузнецкая котловина несколько успокаивает темперамент Томи, здесь уже можно подойти к ее берегам.
При впадении в могучую Обь, главную реку Росси, Томь превращается в равнинную реку, со спокойны течением.
Река Томь имеет много притоков.
Наиболее крупными из них являются Мрас-Су, Кондома, и др.
Все они находятся на территории нашей области.
Томь река с характером, река с большими заслугами и важными проблемами.
Томь утоляет жажду городов и поселков, она транспортный путь и источник электроэнергии.
Томь – основа рыбного хозяйства.
Томь – место отдыха. На Томи стоятгородаНовокузнецк,Кемерово
Вос-ль: Спасибо нашему исследователю за интересный доклад.
Поэты Кузбасса прославляют родной край.
(ребенок читает стихотворение)
Стихотворение «Мой родимый край»
За рекой, за кромкой леса
Красный шар встает,
Тает белая завеса
У прибрежных вод.
Вот и Томь, вздохнув устало,
Под лучом косым
Засмеялась, заиграла
Серебром живым.
Далеко летит над нею
Пересвист и звон…
Вряд ли выразить сумею,
Как я в мир влюблен.
В величавое теченье
Голубой реки,
Солнце, птичий гай.
А сказать точней и проще:
В свой родимый край!
Вос-ль: Но, к сожалению, люди не берегут реки, причиняют им большой вред.
Вос-ль: Предлагаю вам, ребята, разделиться на три группы.
Рассмотрите фотографии и объясните, что на них изображено.
Предложите решение этих проблем.
Решение проблемных ситуаций «Как помочь реке?»
Дети обсуждают содержание снимков.
Ответы детей: 1. На фотографии мы увидели мусор по берегам реки, разбросанные людьми. Мы предлагаем поставить контейнеры для мусора и разместить запрещающие знаки «Мусорить запрещено!»
2. На фотографии мы видим, что люди моют машины на берегу реки. Грязная вода попадает в реку и портит ее. Мы предлагаем установить запрещающие знаки на берегу реки и штрафовать нарушителей.
3. На нашей фотографии мы видим, как сливает грязную воду в реку завод. Так он губит рыб и птиц в реке. Мы предлагаем запретить это. Ставить очистные сооружения на трубах.
Вос-ль: Молодцы! Вы очень серьезно отнеслись к этому заданию как настоящие экологи. Я приглашаю вас в лабораторию.
Экспериментальная деятельность «Очистка воды»
Вос-ль: Сегодня мы будем очищать воду разными способами. Чтобы добиться хорошего результата, нужно соблюдать порядок выполнения действий, т. е. алгоритм. Давайте вместе составим алгоритм очистки воды.
Составление алгоритма.
У каждой подгруппы детей на столах лежат карточки этапов очистки воды. Задача детей – разложить их в правильной последовательности и объяснить порядок выполнения действий.
Вос-ль: Ребята, для очистки воды можно использовать разные материалы – фильтрами. Это может быть вата, марля, ситечко, бумажные салфетки. Если мы будем выполнять все опыты по очереди, нам не хватит времени. Что делать? Дети: Каждая подгруппа будет использовать свой материал, а потом сравним результат и сделаем выводы.
Вос-ль: Хорошее предложение.
Давайте вспомним правила поведения при работе с водой.
Дети: Не отвлекаться, не торопиться, быть аккуратным, не проливать, пользоваться тряпочками (салфетками) если что-то пролили.
Воспитатель раздает подгруппам задания.
Вос-ль: Первая подгруппа очищает воду с помощью марли.
Вторая подгруппа очищает воду с помощью ваты/салфеток бумажных.
Третья подгруппа очищает воду с помощью ситечка.
Дети самостоятельно берут необходимые материалы и приступают к опыту. Воспитатель наблюдает, немного помогает по мере необходимости.
Вос-ль: Ребята, принесите очищенную воду на общий стол.
Наведите порядок в ваших лабораториях.
Обсуждение:
1. В каком стакане вода самая чистая?
2. При помощи каких материалов вода оказалась самой чистой?
3. Какие материалы хуже справились с очисткой воды? Почему?
4. Если вам в жизни придется очищать воду, каким способом вы воспользуетесь?
Воспитатель приглашает детей в круг.
Оценка работы членов клуба.
Вос-ль: Молодцы!
Давайте оценим нашу работу в клубе с помощью цветных фишек.
Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями - возьмите зеленую фишку Если было интересно, но испытывали затруднения – поднимите желтую фишку.
Если было скучно, вы не справились с заданиями – поднимите красную фишку.
Вос-ль: Сегодня на заседании клуба исследователей природы мы вспомнили и закрепили, что такое «флора» и «фауна», узнали интересные факты о реке Томь, обсудили проблемы реки и предложили варианты решений, научились очищать воду разными материалами. Спасибо за работу. До новых встреч.
6