ирина жиляева
Консультация «Волшебные камушки «Марблс»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные камушки "Марблс"
Вся жизнь ребенка - игра, и потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук, в свою очередь, стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.
Публикация «Консультация „Волшебные камушки „Марблс“» размещена в разделах
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства, для этого существует много различных форм. Одним из таких способов является использование шариков «Марблс».
«Марблс» (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата, сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Марблы используются в различных играх, носящих общее название «Марблс» (marbles). Они часто коллекционируются - как из-за ностальгии, так и за их интересные цвета.
Игры с шариками «Марблс» - полезны для физического и умственного развития ребенка. Они развивают мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию у ребенка, радость и улыбку. Гладкие, приятные на ощупь камешки успокаивают ребенка, помогают педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Современные требования к дошкольному образованию заставляют педагогов искать и применять новые методы и формы работы. Применение шариков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей и позволяющий работать в разных направлениях.
Шарики «Марблс» соответствуют требованиям ФГОС, являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях, так как данный материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения варьируются от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Работа с шариками «Марблс» создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки - более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Игры с шариками способствуют развитию памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Работа с шариками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
В ходе использования этих игр происходит стимуляция развития познавательных умений. При многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они остаются интересными, дают возможность творчества, не утрачивают своей привлекательности от игры к игре. Все это объясняется тем, что дошкольник во время игр познает мир и участвует в нем своей общей практической активностью - за счет действий, высказываний, переживаний, замыслов. Ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит с интересом и удовольствием. Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит, такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх «Марблс» - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.
Особое внимание при применении шариков «Марблс» уделяется правилам безопасности! Необходимо объяснить ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.
Применение шариков «Марблс» позволило мне разнообразить педагогический процесс, поддержать интерес детей к выполнению развивающих заданий, активизировать познавательную и мыслительную деятельность ребенка.
Предложенные задания предназначены для детей от 3-7 лет. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его заинтересованности в игре.
Игра в «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество.
Таким образом, игры с шариками «Марблс» совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.
Приложение
1. Упражнение «Знакомство».
Задачи: развивать мелкую моторику, усидчивость, зрительное внимание, воображение, логическое мышление.
Педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать камешки руками. Выкладывать их из емкости, меняя пальцы, по очереди то правой, то левой рукой и одновременно. При этом, педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,.
2. Упражнение «Змейка».
Задачи: учить ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.
Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель.
3. Игра «Золушка».
Задачи: развить тактильные ощущения; развить умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
4. Игра «Заполни картинку».
Задачи: формировать умение заполнять картинки, которые имеет пустые кружки, учитывается цветовая гамма.
5. Игра «Выложи по контуру».
Задача: совершенствовать умение подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.
6. Игра «Волшебный мешочек».
Задачи: развить тактильные ощущения, уметь выбирать предметы, отличающиеся от камешков «Марблс».
7. Игра «Лабиринты».
Задачи: развивать пространственные отношения.
8. Игра «Четвертый лишний».
Задачи: формировать умение убирать не подходящую фигуру по: размеру, цвету, форме.
Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986г.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 2005г.
3. Осорина М. В. «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых». Спб., 2011г.