Приложение МААМ

«Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

Татьяна Чечулина
«Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но - увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.

Публикация «„Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Исходя из этого, в своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

- изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;

- определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников;

- создать соответствующую среду на основе организации центров активности для развития культуры поведения у воспитанников;

- повысить эмоциональное и речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Свою работу я начала с изучения литературы. Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С. В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С.

В содержании культуры поведения дошкольников условно выделяются следующие компоненты:

культура деятельности,

культура общения,

культурно-гигиенические навыки и привычки.

Свою работу по воспитанию культуры поведения строю с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направляю на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также знакомлю детей с новыми правилами культуры по-ведения, расширяю «социальную зону» их применения, формирую новые ценные привычки. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения : культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. д.

У старших дошкольников активно и последовательно формирую дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, по-ложительным, героическим персонажам художественных произведений.

Выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку. У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.

Выделяются следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников : этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения считаю этические беседы. Одна из возможных основ этической беседы - художественная литература.

К средствам воспитания культуры поведения отношу : развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Воспринимая произведение, дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Отбирая литературу для детей, обращаю внимание на художественную ценность литературного произведения.

Подбираю художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач.

Важно тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Благодаря этому провожу работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом использую повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

При отборе книг учитываю:

- идейную направленность книги (например, моральный облик героя);

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

В работе по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников я часто использую пособие по воспитанию детей в семье и школе «Философия для детей» (в сказках и рассказах) М. А. Андрианова.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании произведения. Поэтому провожу этические беседы о прочитанном.

Готовясь к беседе, я продумываю, какой аспект культурного поведения собираюсь раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подбираю вопросы.

Стараюсь не ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы побуждают у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствовала возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

При организации непосредственно образовательной деятельности стараюсь создать настрой на доброе отношение друг к другу через различные ситуации. Главное во взаимоотношениях детей и воспитателя – Любовь и Забота друг о друге. Хорошей традицией стало проведение игры «Солнышко», где дети передают друг другу мячик – «солнышко» и просят его по-дарить им….(высказывают свои пожелания). Предлагаю детям закрыть глаза и представить солнышко, прошу описать, что они чувствуют, каким представляется им солнышко. Говорю о том, как тепло стало в группе от добрых пожеланий, добрых слов, улыбок друзей.

Очень нравится детям игра «Волшебный цветик - семицветик». Готовлю заранее несколько бумажных цветиков – семицветиков с разноцветными лепестками. Оторвав лепесток и делая вид, что бросает его, ребенок отдает его кому-нибудь по своему желанию со словами из известной сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели….(«чтобы Агата сказала Степану доброе слово»)

Иногда приходилось подсказывать ребятам, какое доброе слово лучше сказать. Тем самым прививаются детям этические нормы в общении с окружающими. В конце игры обращала внимание на то, как произносятся «волшебные» слова – вежливо, с улыбкой.

Художественная литература помогла и во взаимоотношениях с родителями. Их заинтересованность творчеством С. Я. Маршака была направлена на совместное с детьми изготовление книжек-малышек по содержанию стихотворений. Хорошей традицией стала акция «Подари ребёнку книгу» и выпуск семейных газет на тему «Наши любимые сказочные герои». Охотно принимали участие в конкурсе рисунков на тему: «Как делать добрые дела». Родительское собрание «Впустите в сердце доброту» способствовало тому, чтобы родители поощряли усилия детей, оказывали поддержку при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты, развивали любознательность, память, помогали в работе по развитию речи.

Совместная работа с социумом, показала, что родители ощущают личную причастность к воспитанию своего ребенка; видят, как их ребенок общается с другими детьми; устанавливают дружеские связи с другими родителями.

Результатом работы явилось осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в развитии детей, создание центров: «Этикет для детей», «В мире добрых книг», «Играем вместе», «Театр». Это обеспечило постоянную смену видов деятельности, их поисковую и практическую направленность, предупреждение утомляемости детей, снятие эмоционального напряжения, развитие партнерских отношений во время игр.

Вся проведенная мною работа по данной теме дала положительные результаты. Диагностика показателей развития интегративных качеств детей показала, что у детей повысился уровень любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация «Культура поведения воспитателя» Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого.

Моя дружная семьяМоя дружная семья это рисунок нарисовала 6 летний ребенок. В нашей семье четыре человека, это – мама Марина, папа Лёша, братик Даниил и, конечно, я – Юля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»
Опубликовано: 23 марта 2014 в 12:14
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чечулина (УИ 140586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД