ирина жабина
«Воспитание любовью» Часть 2 (П.3, П.4)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Выступление педагога-психолога на тему «Стили родительского воспитания»
Цель: ознакомить родителей с особенностями взаимоотношений взрослых и детей в семье.
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодняшняя динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете наставление вашим детям о том, как надо вести себя в течение дня. В следующий раз вы встречаетесь уже вечером, общий ужин и разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять эти разговоры ограничиваются краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина в третий раз рекламирует стиральный порошок? Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день, из них 10 минут приходятся на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Публикация «„Воспитание любовью“ Часть 2 (П,3, П,4)» размещена в разделах
Авторитарный стиль: родители имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Либеральный стиль: родители почти не контролируют поведение ребенка. Проявлением либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация родителями ребенка. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Может проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Демократический стиль: родители уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к мнению родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Упражнение «сказки нашего детства»
Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявление различных типов общения.
Участники объединяются в три группы. Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения («Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик -Телесик»). Задача каждой группы драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком стиле семейного воспитания идет речь.
4. Тренинг «родительский гнев и его последствия»
Как не кричать на ребенка? Как перестать злиться и раздражаться?
Эти вопросы задают себе многие родители, которым порой становится сложно сдержать свои эмоции при разговоре с ребенком. И тогда, после каждого такого срыва, родители говорят себе: «Это в последний раз… Мне надо больше сдерживать себя». Но очередная выходка малыша просто сводит на нет все обещания, и, как джин из бутылки, из уст родителей срывается крик.
А что дальше, дальше чувство вины, стыда и ощущения «Я плохая мать…» И так по кругу: проделка ребенка - срыв родителей - чувство вины, стыда и обещание себе «БОЛЬШЕ НЕ БУДУ КРИЧАТЬ» - новая проделка ребенка - очередной срыв. Иногда этот цикл становится настолько устойчивым, что тяжелая и гнетущая атмосфера в семье почти не исчезает.
Давайте поразмышляем о том, какие последствия имеет родительский гнев и как он воспринимается ребенком.
Игра ролевая «не кричи на меня»
Цель: проецирование на родителя эмоционального состояния ребенка
Два родителя изображают маму и ребенка, «ребенок», стоя на коленях или сидя на корточках, повторяет одну фразу «я маленький, я просто хочу, чтобы меня любили», а «мама» кричит и ругается по придуманному поводу. Проводится беседа, обсуждение чувств, которые испытывал «ребенок» во время тренинга.
Обсуждение:
Во время такой «воспитательной работы», образно выражаясь, мама передает ребенку порцию своих негативных эмоций (раздражение, агрессию, негатив, гнев). Далее приняв их, ребенок решает, что ему делать с этим полученным грузом. Вариантов не так много:
Принять и носить его с собой постоянно;
Вернуть хозяину;
Передать кому-то третьему
Давайте подробнее разберемся с этими вариантами и особенностями личности детей:
«Ребенок – забияка»
Такого ребенка психологи называют агрессивным, он не согласен с тем, что ему приходится получать агрессию от родителей, и намерен вернуть ее, неважно кому, главное не держать ее в себе. Настроение такого ребенка часто подавленное, с долей раздражения. Малыш вполне может ответить родителям ответной агрессией, он кричит на них в ответ, может драться с родителями и другими детьми, кусается. На такого ребенка направлены основные жалобы в детском саду, а затем и в школе. Чем больше родители такого ребенка пытаются повлиять на него, тем больше проблем он им доставляет. Чем больше родители его ругают, наказывают и не одобряют, отталкивая его тем самым от себя и давая очередную порцию агрессии, тем больше и агрессивнее ответ они получат.
Исправление поведения такого ребенка возможно только мирным путем. Очень важно прекратить поток агрессии по отношению к ребенку.
«Мечтатель»
Такой ребенок, в силу своего характера, не способен открыто противостоять агрессии и выбирает другой путь. Он отгораживается от общения, замыкается в себе. Боится вызвать агрессию родителей и старается предугадать реакцию близких. Он предпочитает уход, одиночество. В школьном возрасте ему становится сложно быть открытым и естественным с людьми. А современный мир дает таким детям немало преимуществ в виде интернета и компьютерных игр. Именно в этом виртуальном мире такой ребенок начинает чувствовать себя комфортно, а в дошкольном возрасте его просто «не оторвать» от мультиков.
«Гадкий утенок»
Ребенок, часто получающий крики, агрессию и непонимание со стороны близких, может решить, что он недостоин любви и заботы родителей. Он часто думает, что таким его нельзя любить, и что он какой-то не такой. Он не верит в себя и глубоко уверен в собственной бесполезности. Такой ребенок часто выбирает путь самонаказания, и его поведение вполне может быть направлено себе во вред. Например, ребенок осознанно совершает то, за что впоследствии будет наказан. Такой вариант развития ребенка чаще всего встречается, если наряду с проявлением гнева ребенок чувствует недостаток тепла, заботы и внимания со стороны взрослых и отношение родителей становится для ребенка травмой.
«Золушка»
Помимо гнева родителей получает еще стойкое ощущение ненужности, холодность в отношениях, незаинтересованность в себе.
Ребенку сложно смириться с мыслью о ненужности, и тогда малыш начинает усиленно стараться для родителей. Он хочет быть хорошим, становится послушным настолько, что внимательная мама давно бы заподозрила что-то неладное. Такой ребенок склонен забывать о своих потребностях и делать все так, как этого хотят родители, и все это ради того, чтобы чувствовать свою нужность и ценность для близких. Он, так же как и «гадкий утенок», не любит и не ценит себя, но очень стремиться к близким, готов терпеть неприятные для себя проявления и жертвовать собой.
Образ двух озорников «Вупсеня и Пупсеня»
Они, как никто другой хорошо отражают сложный характер, непослушание, стремление все сделать наперекор правилам. У таких детей ярко выражены протестные реакции. Они абсолютно не агрессивны, и выражают свои эмоции по-другому: они вредничают, озорничают и проказничают, могут говорить обидные слова, понимая, что это неприятно другим. Когда они будут старше, их чертами станут язвительность и сарказм. Именно таким путем они выражают накопленные эмоции.
Каким бы ни был вариант развития ребенка в условиях постоянного гнева родителей, у ребенка формируется комплекс совершенно разных чувств. Это и естественные чувства любви и принятия, и сформированные чувством гнева - страх, агрессия и злость.
Каждый ребенок ранимый и чувствительный, независимо от своих особенностей. Поэтому эти варианты важно предупредить, обращаясь к себе и работая над собой и своими родительскими чувствами.
Но как справиться со своими эмоциями? Как не кричать на ребенка?
-Для начала решите для себя, что вам кричать недостойно, а тем более кричать на ребенка, как бы он себя ни вел. Ему никогда не заставить вас закричать на него. Как только вы понимаете, что начинаете кричать, остановитесь…вдохните, посчитайте до десяти, и выдохните, вспомнив о достоинстве.
-Просто представьте себе, как бы повел себя в этой ситуации человек, который является для вас эталоном выдержки и сдержанности.
-Проиграйте в своей голове ролевую игру «не кричи на меня» и прочувствуйте на себе те эмоции гнева, какими вы хотите одарить своего малыша. Сопоставьте масштаб проступка и той волны негатива, который через секунду польется на вашего ребенка.
-Как только вы почувствуете, что сейчас начнете ругаться на ребенка, представьте себе, что это будет говорить какой-либо посторонний или неприятный вам человек. Нормальная реакция любой мамы – это найти любое оправдание для малыша и сгладить конфликтную ситуацию.
-Представьте, что это не ваш ребенок, а соседский, и вам не позволит воспитание накричать на чужого ребенка.
-Еще один совет представить себе в момент желания накричать на ребенка, что вы не одни, а рядом находится чужой человек или любящая бабушка, которая прочтет вам нотации и не даст выхода вашим эмоциям.