Лучший педагог года

«Воспитание любовью» Часть 2 (П.3, П.4)

ирина жабина
«Воспитание любовью» Часть 2 (П.3, П.4)

3. Выступление педагога-психолога на тему «Стили родительского воспитания»

Цель: ознакомить родителей с особенностями взаимоотношений взрослых и детей в семье.

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно умение взаимодействовать с детьми – очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодняшняя динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете наставление вашим детям о том, как надо вести себя в течение дня. В следующий раз вы встречаетесь уже вечером, общий ужин и разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять эти разговоры ограничиваются краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина в третий раз рекламирует стиральный порошок? Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день, из них 10 минут приходятся на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.

Публикация «„Воспитание любовью“ Часть 2 (П,3, П,4)» размещена в разделах

Авторитарный стиль: родители имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Либеральный стиль: родители почти не контролируют поведение ребенка. Проявлением либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация родителями ребенка. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Может проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Демократический стиль: родители уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к мнению родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.

Упражнение «сказки нашего детства»

Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявление различных типов общения.

Участники объединяются в три группы. Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения («Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик -Телесик»). Задача каждой группы драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком стиле семейного воспитания идет речь.

4. Тренинг «родительский гнев и его последствия»

Как не кричать на ребенка? Как перестать злиться и раздражаться?

Эти вопросы задают себе многие родители, которым порой становится сложно сдержать свои эмоции при разговоре с ребенком. И тогда, после каждого такого срыва, родители говорят себе: «Это в последний раз… Мне надо больше сдерживать себя». Но очередная выходка малыша просто сводит на нет все обещания, и, как джин из бутылки, из уст родителей срывается крик.

А что дальше, дальше чувство вины, стыда и ощущения «Я плохая мать…» И так по кругу: проделка ребенка - срыв родителей - чувство вины, стыда и обещание себе «БОЛЬШЕ НЕ БУДУ КРИЧАТЬ» - новая проделка ребенка - очередной срыв. Иногда этот цикл становится настолько устойчивым, что тяжелая и гнетущая атмосфера в семье почти не исчезает.

Давайте поразмышляем о том, какие последствия имеет родительский гнев и как он воспринимается ребенком.

Игра ролевая «не кричи на меня»

Цель: проецирование на родителя эмоционального состояния ребенка

Два родителя изображают маму и ребенка, «ребенок», стоя на коленях или сидя на корточках, повторяет одну фразу «я маленький, я просто хочу, чтобы меня любили», а «мама» кричит и ругается по придуманному поводу. Проводится беседа, обсуждение чувств, которые испытывал «ребенок» во время тренинга.

Обсуждение:

Во время такой «воспитательной работы», образно выражаясь, мама передает ребенку порцию своих негативных эмоций (раздражение, агрессию, негатив, гнев). Далее приняв их, ребенок решает, что ему делать с этим полученным грузом. Вариантов не так много:

Принять и носить его с собой постоянно;

Вернуть хозяину;

Передать кому-то третьему

Давайте подробнее разберемся с этими вариантами и особенностями личности детей:

«Ребенок – забияка»

Такого ребенка психологи называют агрессивным, он не согласен с тем, что ему приходится получать агрессию от родителей, и намерен вернуть ее, неважно кому, главное не держать ее в себе. Настроение такого ребенка часто подавленное, с долей раздражения. Малыш вполне может ответить родителям ответной агрессией, он кричит на них в ответ, может драться с родителями и другими детьми, кусается. На такого ребенка направлены основные жалобы в детском саду, а затем и в школе. Чем больше родители такого ребенка пытаются повлиять на него, тем больше проблем он им доставляет. Чем больше родители его ругают, наказывают и не одобряют, отталкивая его тем самым от себя и давая очередную порцию агрессии, тем больше и агрессивнее ответ они получат.

Исправление поведения такого ребенка возможно только мирным путем. Очень важно прекратить поток агрессии по отношению к ребенку.

«Мечтатель»

Такой ребенок, в силу своего характера, не способен открыто противостоять агрессии и выбирает другой путь. Он отгораживается от общения, замыкается в себе. Боится вызвать агрессию родителей и старается предугадать реакцию близких. Он предпочитает уход, одиночество. В школьном возрасте ему становится сложно быть открытым и естественным с людьми. А современный мир дает таким детям немало преимуществ в виде интернета и компьютерных игр. Именно в этом виртуальном мире такой ребенок начинает чувствовать себя комфортно, а в дошкольном возрасте его просто «не оторвать» от мультиков.

«Гадкий утенок»

Ребенок, часто получающий крики, агрессию и непонимание со стороны близких, может решить, что он недостоин любви и заботы родителей. Он часто думает, что таким его нельзя любить, и что он какой-то не такой. Он не верит в себя и глубоко уверен в собственной бесполезности. Такой ребенок часто выбирает путь самонаказания, и его поведение вполне может быть направлено себе во вред. Например, ребенок осознанно совершает то, за что впоследствии будет наказан. Такой вариант развития ребенка чаще всего встречается, если наряду с проявлением гнева ребенок чувствует недостаток тепла, заботы и внимания со стороны взрослых и отношение родителей становится для ребенка травмой.

«Золушка»

Помимо гнева родителей получает еще стойкое ощущение ненужности, холодность в отношениях, незаинтересованность в себе.

Ребенку сложно смириться с мыслью о ненужности, и тогда малыш начинает усиленно стараться для родителей. Он хочет быть хорошим, становится послушным настолько, что внимательная мама давно бы заподозрила что-то неладное. Такой ребенок склонен забывать о своих потребностях и делать все так, как этого хотят родители, и все это ради того, чтобы чувствовать свою нужность и ценность для близких. Он, так же как и «гадкий утенок», не любит и не ценит себя, но очень стремиться к близким, готов терпеть неприятные для себя проявления и жертвовать собой.

Образ двух озорников «Вупсеня и Пупсеня»

Они, как никто другой хорошо отражают сложный характер, непослушание, стремление все сделать наперекор правилам. У таких детей ярко выражены протестные реакции. Они абсолютно не агрессивны, и выражают свои эмоции по-другому: они вредничают, озорничают и проказничают, могут говорить обидные слова, понимая, что это неприятно другим. Когда они будут старше, их чертами станут язвительность и сарказм. Именно таким путем они выражают накопленные эмоции.

Каким бы ни был вариант развития ребенка в условиях постоянного гнева родителей, у ребенка формируется комплекс совершенно разных чувств. Это и естественные чувства любви и принятия, и сформированные чувством гнева - страх, агрессия и злость.

Каждый ребенок ранимый и чувствительный, независимо от своих особенностей. Поэтому эти варианты важно предупредить, обращаясь к себе и работая над собой и своими родительскими чувствами.

Но как справиться со своими эмоциями? Как не кричать на ребенка?

-Для начала решите для себя, что вам кричать недостойно, а тем более кричать на ребенка, как бы он себя ни вел. Ему никогда не заставить вас закричать на него. Как только вы понимаете, что начинаете кричать, остановитесь…вдохните, посчитайте до десяти, и выдохните, вспомнив о достоинстве.

-Просто представьте себе, как бы повел себя в этой ситуации человек, который является для вас эталоном выдержки и сдержанности.

-Проиграйте в своей голове ролевую игру «не кричи на меня» и прочувствуйте на себе те эмоции гнева, какими вы хотите одарить своего малыша. Сопоставьте масштаб проступка и той волны негатива, который через секунду польется на вашего ребенка.

-Как только вы почувствуете, что сейчас начнете ругаться на ребенка, представьте себе, что это будет говорить какой-либо посторонний или неприятный вам человек. Нормальная реакция любой мамы – это найти любое оправдание для малыша и сгладить конфликтную ситуацию.

-Представьте, что это не ваш ребенок, а соседский, и вам не позволит воспитание накричать на чужого ребенка.

-Еще один совет представить себе в момент желания накричать на ребенка, что вы не одни, а рядом находится чужой человек или любящая бабушка, которая прочтет вам нотации и не даст выхода вашим эмоциям.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями «Использование элементов аэробики как средство всестороннего физического развития» Сентябрь: Консультация на тему «Творческие спортивные игры в детском саду и дома»(информация по данной теме); Анкетирование родителей:.

Родительское собрание с презентацией в подготовительной к школе группе «Стиль воспитания ребенка в семье» Тема: «Стиль воспитания ребенка в семье». Форма проведения: заседание родительского клуба Аудитория (родители подготовительной к школе группы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Воспитание любовью» Часть 2 (П.3, П.4)
Опубликовано: 31 января 2015 в 22:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД