Папки-передвижки

Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры

Ирина Ахремцева
Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры

В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

В ООП ДО комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Публикация «Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры» размещена в разделах

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Цвет - это одна из сложных характеристик для детского восприятия. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно надо увидеть. В связи с этим усвоение сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее.

На протяжении долгого времени цвет остается важным объектом исследований, только подходы ученых к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.

В начале 17 века чешский педагог Ян Амос Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет болшое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету

(ребенку понравился по вкусу ярко-красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).

Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял немецкий педагог Фридрих Фребель. Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. (Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д. Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. д., и в конце – отдельные цвета по их видам смешивания.)

Большое значение воспитанию чувства цвета придавала итальянский врач, педагог, ученый, философ Мария Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога. М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств. Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми.

Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были подробно изучены в отечественной науке в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.

Большая заслуга ученых Николая Матвеевича Щелованова и Нины Михайловны Аксариной заключается в том, что они обосновали теоретическое положение советской педагогики и психологии о ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребенка применительно к раннему возрасту. Это способствовало развитию исследований в области педагогики раннего детства.

Психолог Александр Владимирович Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития. (Под сенсорными эталонами обозначаются обобщенные сенсорные знания. Сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития).

Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов сделан учеником А. В. Запорожца – советским психологом Леонидом Абрамовичем Венгером, который развил учение о сенсорных эталонах, которые приобретают функции «образцов», «мерок» и помогают зафиксировать особенности объектов при сопоставлении, сличении свойств того или иного предмета на основе данной системы цветов.

Изучением особенностей развития сенсорных способностей посредством дидактических игр и в процессе предметной деятельности занимались такие ученые как Эмма Георгиевна Пилюгина, Евгения Ильинична Радина, Светлана Леонидовна Новоселова, Галина Григорьевна Григорьева и другие.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. А как известно, игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства.

Формирование цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Из вышесказанного следует, что только при систематическом и последовательном использовании дидактических игр у детей будет формироваться цветовосприятие, умение пользоваться эталонами цвета как системами чувственных мерок для анализа окружающего.

Формирование цветовосприятия у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО успешно прослеживается во всех образовательных областях :

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх;

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета;

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря;

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия;

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Дидактическое пособие «Баночки с фруктами» по развитию восприятия цвета у детей раннего возрастаДидактическое пособие «Баночки с фруктами» по развитию восприятия цвета у детей раннего возраста Сенсорная сфера - это главный пункт в развитии ребенка. Для благоприятного развития восприятия цвета у ребенка рекомендуется использовать.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста в области восприятия цвета через дидактические игры
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 22:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД