МААМ-картинки

Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой

Елена Викторовна Капустина
Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой

Дошкольный возраст – благодатная и ответственная пора, когда перед ребёнком открывается во всём многообразии мир окружающей природы. Именно в этот период закладываются основы экологической культуры. Воспитать трудолюбие и бережное отношение к природе – одна из важных задач по охране окружающей среды.

Публикация «Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Поэтому мы стараемся организовать всю деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.

Важной совместной деятельностью воспитателя и ребёнка в детском саду является труд, в результате которого всё живое, находящееся в поле зрения ребёнка нормально развивается. Труд экологической направленности очень разнообразен и включает в себя:

- Трудовую деятельность в уголке природы (ежедневный уход за растениями и животными, выращивание и пересадка растений, посев семян на рассаду, посадка лука, фасоли);

- Работу на земельном участке (посадка цветов, травы, кустарников и уход за ними);

- Содержание в порядке территории;

- Создание кормушек и подкормка птиц;

- Сбор кормов для птиц;

- Сбор лекарственных растений;

-Сбор природного материала для поделок;

- Изготовление поделок из природного материала;

- Починка игрушек, реставрация книг (экономное природопользование).

Труд экологической направленности доставляет детям много радости, они приобретают конкретные знания, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними человека, знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объекта природы, ориентируются на состояние для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, мы с детьми рассматриваем его стебель, листья (упругость, плотность, пробуем землю (влажность, т. е. учитываем его состояние. В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, состоянии объекта природы и необходимых трудовых действиях.

В процессе труда у детей формируются знания о растениях (свойства, строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни). Также труд в природе способствует развитию наблюдательности и любознательности, вызывает интерес и уважении к труду взрослых, в процессе формируются практические навыки ухода за растениями и животными, умение планировать свою работу, подбирать необходимые материалы и инструменты, намечать последовательность действий, распределять их по времени между участниками труда, оценивать результат.

Чтобы достичь конкретной цели, нужно правильно организовать деятельность детей. Мы знаем, что в младшем возрасте дети в трудовой деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: мы ласково разговариваем с растением или животным, даём спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, показываем необходимые действия, и дети охотно принимают в них посильное участие.

В средней группе мы с детьми вместе выполняем трудовые действия, хотя ведущая роль принадлежит воспитателю, что выражается в формуле: "Я делаю - вы мне помогаете. Вы – мои помощники. Мы вместе заботимся о растениях и животных".

В старшем возрасте мы с детьми меняемся ролями: они делают всё необходимое сами, а мы им помогаем. При этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой. Формула этого возраста: "Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я – ваш помощник, помогу сделать всё, что пока у вас не получается; напомню, подскажу".

И обязательно отмечаем все достижения детей, хвалим их за самостоятельность, инициативу, взаимопомощь.

При организации определённых трудовых действий мы стараемся вызвать эмоционально положительное отношение к труду, поэтому учитываем несколько важных моментов.

Первый момент – это осмотр объекта природы и выявление его состояния. Например, перед началом работы в уголке природы мы вместе с детьми рассматриваем растения, выявляем, как они себя чувствуют, не заболели ли они, в какой помощи нуждаются, какие трудовые действия необходимо сегодня выполнить, чтобы помочь нашим растениям.

Такой предварительный осмотр позволяет воспитывать в детях истинно гуманное отношение ко всему живому, он заключает в себе экологическую сущность труда в природе, делает его осознанным для ребёнка.

Экологическая формула взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: "Какие условия сейчас имеются – чего не хватает – что надо добавить или изменить, чтобы всем стало хорошо".

Второй момент – это практическое выполнение самих трудовых действий, улучшающих состояние наших растений. Мы наблюдаем и подсказываем детям, что выполнять то, или иное действие надо спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не навредить растению, ради которого это делается. И, конечно, заботимся о том, чтобы ребёнку было удобно выполнять его. Для этого у нас имеется необходимое оборудование: ведёрки, совочки, лейки, пульверизатор, палочки для рыхления, губки, тряпочки и т. д.

Третий момент – это заключительный осмотр, который позволяет наглядно увидеть целесообразность наших трудовых действий. Дети видят, что растение стало чистым, красивым, радует всех своим видом, в благодарность дарит нам свежий воздух и хорошее настроение. Вместе с детьми делаем вывод:"Всем стало лучше, оттого, что потрудились : и растениям, и людям".

Такое эмоциональное завершение совместной деятельности радует детей, вселяет в них уверенность в свои силы, они понимают важность их заботы о растениях, появляется желание и дальше принимать участие в труде. Труд становится осмысленным, экологически целесообразным, если дети видят зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся и если они понимают, что эти условия создаются трудом взрослых и их самих.

Таким образом, забота взрослых и детей о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ формирует первые практические умения взаимодействия детей с природой, обеспечивает воспитание начал экологического сознания.

Используемая литература:

Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М. : Просвещение, 1987.

Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М. : Просвещение, 1987.

Комарова Т. С, Куцакова А. В. ,Павлова А. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М. : Мозаика — Синтез, 2005

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М. : Просвещение, 19

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ" Родная природа! Красота лугов и полей, величие.

Работа по познавательно-речевому развитию дошкольников в процессе ознакомления с природой МБДОУ ДС №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Ульяновской области Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна Я представляю муниципальное.

Отчет о работе по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края" Задачи: - обогащать у детей представления о ценности.

Перспективный план «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой» Сентябрь 1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры. Беседа «Что такое экология?» «Что такое природа?» А. А. Плешакова,Стр.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем Россия -Родина моя. Терентьева Светлана Вячеславовна - воспитатель МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Цель: Создать условия для воспитания.

Воспитание осознанно-правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления их с природой «Воспитание осознанно – правильного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой» Выступление нацелено.

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе ознакомления с боевым прошлым родного города В современных условиях, когда в обществе меняются ценности, идеалы, отношение к истории особенно остро встает вопрос патриотического воспитания.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с комнатными растениями Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей трудолюбия в процессе ознакомления с природой
Опубликовано: 16 октября 2017 в 17:59
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД