Лариса Карнацкая
Воспитание всесторонне развитого культурного человека
▼ Скачать + Заказать документы
«Для того, чтобы воспитание могло
создать для человека вторую природу,
необходимо, чтобы идеи этого воспитания
переходили в убеждения воспитанников,
убеждения в привычки, а привычки в наклонности»
К. Д. Ушинский
Воспитать всесторонне развитого культурного человека – одна из важнейших задач педагогики, а значит и нас, воспитателей детских садов.
Публикация «Воспитание всесторонне развитого культурного человека» размещена в разделах
В условиях современного развития нашего общества важно, чтобы каждый член этого общества умел культурно вести себя в окружающем мире, был опрятно и аккуратно одет, владел культурно-гигиеническими навыками. А начинать обучать всему этому следует уже с дошкольного возраста, и чем увереннее и легче владеет ребенок ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений вызывает у него еда, тем быстрее он с ней справляется.
Над темой воспитания культуры поведения за столом и этикетом, я работаю уже давно и для меня очень важно, чтобы будь то ребенок или уже взрослый человек, чувствовал себя уверенно, свободно владел столовыми приборами в любом европейском обществе.
Уже на третьем году жизни важно, чтобы ребенок научился аккуратно пользовался ложкой, держал ее правильно.
На четвертом году жизни мы приучаем детей твердую пищу есть вилкой, отделять ребром вилки небольшие кусочки, постепенно один за другим, по мере того, как они съедают. При этом обращаем внимание ребенка на то, что ложку и вилку держат тремя пальцами, а не в кулаке.
На пятом году жизни ребенку предоставляется возможность пользоваться и ножом. При этом рассказываем детям историю создания ложки, вилки и ножа, показываем иллюстрации с видами старомодных столовых приборов, рассказываем, как ими пользовались в царские времена.
Начиная с раннего возраста мы приучаем малышей к правильной красивой сервировке стола, прививаем умения есть чисто и аккуратно. Удобная посуда, смена ее для каждого блюда, столы застилаются скатертью и индивидуально кладутся салфетки под тарелки, ставятся салфетницы с бумажными салфетками, которыми надо пользоваться по мере необходимости и обязательно после приема пищи – все это в больше мере способствует воспитанию аккуратности.
Большое внимание уделяем культуре поведения ребенка за столом, так как это тесно связано с этикетом приема пищи. Правила приема пищи:
садись к столу чистым, аккуратным, причесанным, обязательно предварительно вымой руки и насухо вытри их;
за столом сиди прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону;
пищу бери ложкой или вилкой понемногу, пей и ешь бесшумно.
взял кусок хлеба, обратно не клади; другой бери лишь после того как съешь этот;
хлеб не ломай, не кроши – откусывай понемногу;
пальцами в тарелку не лезь – в крайнем случае ускользающий кусочек котлеты можно задержать корочкой хлеба. Уже на четвертом году жизни ребенок может без напоминания пользоваться салфеткой, вытирать губы или пальцы не только закончив прием пищи, но и всегда, когда в этом возникает необходимость.
Приучаем детей не отвлекаться во время еды и не торопиться. Из-за стола ребенок выходит только по окончании еды, тихо поставив стул на место и обязательно поблагодарив взрослых.
Естественно, что за столом ребенок должен соблюдать и общие правила поведения: не требовать большого внимания к себе, разговаривать спокойно, не перебивать взрослых, быть внимательным к другим.
Очень важно, чтобы все эти правила поведения за столом и этикет соблюдались и в семье. Только совместная работа детского сада и семьи может дать положительный результат, и мы сможем воспитать культурных интеллигентных граждан нашей страны.
Литература:
Серия книг «Мир детства. Дошкольник»
Составили: А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова.