МААМ-картинки

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей

Изида Мизхатова
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

Публикация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка».

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Не все родители открыто идут на контакт, нет заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

В ходе наблюдения за детьми установили, что многие дети младшего дошкольного возраста замкнуты, и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье. А также в процессе совместной деятельности педагогов с детьми мы увидели, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.

Методическая разработка

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процессе надо :

1. Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;

2. Созданать условия для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;

3. Способствовать творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);

4. Развивать у детей коммуникативные навыки

5. Формировать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Формы взаимодействия педагогов с родителями

Педагоги нашего ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников :

1. Изучение социального статуса семей, их пожеланий.

• посещение на дому,

• беседы,

• заполнение анкет,

• анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

2. Наглядные формы работы:

• информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,

• письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,

• оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.

3. Мероприятия для родителей в детском саду

• индивидуальные беседы,

• организация встреч родителей со специалистами ДОУ,

• проведение групповых праздников, развлечений,

• проведение родительских собраний,

Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.

Мы добавили такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей :

• для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

• к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,

• к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.

Для родителей были проведены практикумы:

• Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе познавательной практической деятельности (из опыта работы)

• Презентация – практикум для родителей «Орешек на ладошке» «Наши пальчики играют»

• Презентация игрушек и дидактических пособий в ясельной группе «Игрушки как средство художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста».

• Презентация практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи у детей раннего возраста»

• был проведен открытый показ НОД по окружающему миру

Участие родителей к подготовке открытого просмотра занятия «Путешествие по сказке»

• участие в конкурсе родительских инициатив "Я - исследователь", где родители представляли свой опыт семейного воспитания по развитию в детях исследовательских умений посредством опытнической деятельности в домашних условиях. «Разноцветные льдинки».

• Семинар «Играем и познаем вместе с мамами и папами».

• Создание папки «Вместе с мамой, вместе с папой», «Мои любимые игрушки»- папки созданы для развития речи детей. (Д/и «Какие игрушки есть у куклы» «Кто спрятался»)

• Привлечение родителей к повторению потешек, сказок

• Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сказкам (герои сказок, ширмы)

• Участие в международных конкурсах Мир во всем мире» Во всероссийском конкурсе «Краски осени» «Милая мама»

Вывод

Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе. Проигравших у нас не бывает, поскольку каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок получил приз.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

Публикации по теме:

Организация акций как средство вовлечения родителей в образовательный процесс (старшая группа) Организация акций как средство вовлечения родителей в образовательный процесс На первом собрание мы родителям рассказали что в нашей группе.

Проект «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс»Проект «Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс» Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение.

Картина из крупы. Совместное творчество детей и родителейКартина из крупы. Совместное творчество детей и родителей Картина из крупы: творчество с ребенком. Существует много способов развития малыша – поделки из природного материала, лепка из пластилина,.

Мастер-класс для педагогов и родителей. Совместное творчество по изготовлению новогодней игрушки — украшения «Снеговичок»Мастер-класс для педагогов и родителей. Совместное творчество по изготовлению новогодней игрушки — украшения «Снеговичок» Цель : Для воспитателей : 1. Установление дружеского контакта и взаимодействия с детьми и их родителями 2. Привлечь аудиторию к изготовлению.

Оформление группы к новогодним праздникам. Совместное творчество детей, педагогов и родителейОформление группы к новогодним праздникам. Совместное творчество детей, педагогов и родителей Данный материал подготовлен в соавторстве с моей коллегой - Кушнаревой Ириной Александровной. Работа с родителями была и остается одним.

Предновогоднее совместное творчество родителей и детей (фотоотчёт)Предновогоднее совместное творчество родителей и детей (фотоотчёт) Скоро, скоро он придет добрый праздник - Новый год! Новый год поистине волшебный праздник, который ждут с нетерпением не только дети,.

Совместное новогоднее творчество педагогов, родителей и детей (фотоотчет)Совместное новогоднее творчество педагогов, родителей и детей (фотоотчет) Скоро наступает пожалуй самый веселый праздник - Новый год. В нашем садике стало уже традицией создавать совместные выставки к разным событиям.

Совместное творчество детей и родителейСовместное творчество детей и родителей Совместное творчество детей и родителей. Проблема: Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень развития детей заметно снизился. Почему?.

Совместное творчество родителей и детей. (фотоотчет)Совместное творчество родителей и детей. (фотоотчет) Новый Год- чудесный праздник Сказки ждут и чудеса. У нас в детском саду проходила выставка новогодних поделок и наша группа не осталась.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие полноценной социализации ребенка Социально-педагогической деятельности ДОУ отводится главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка. Возникает потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 14:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД