Папки-передвижки

Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Римма Наширванова
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»

Программные задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

Публикация «Открытое занятие с элементами экспериментирования „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

- развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;.

Предполагаемые итоги реализации занятия :

- умение включаться и самостоятельно проводить эксперимент;

- расширение знаний детей о воздухе и его признаках;

- развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

- научить делать выводы, из полученных результатов.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Словарная работа: Обогащать и активировать словарь детей: лёгкий, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Методы и приё мы: сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, отгадывание загадок вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка; салфетки на каждого ребёнка; стаканчики с водой, соломинки для коктейля.

Для воспитателя: «Коробка-сюрприз»

Дети входят в зал, становятся полукругом

1. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

2. Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. (Дети на столе видят красивую коробку. Воспитатель обращает внимание на нее.)

Воспитатель:- Ребята, вы любите получать подарки? Карлсон передал вам подарок. Он считает, что в коробке находится самая дорогая и ценная вещь для человека. Как вы думаете, а можно узнать, что находится в этой коробке не открывая ее? (Дети пробуют наощупь, нюхают, слушают – ничего не находят)

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать.

Воспитатель: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Карлсон прислал нам подсказку, но для этого мы должны проделать опыт.

I. Опыт: “Что внутри”.

-Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

-А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

-Его раздуло.

-Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

-Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

-В мешке был воздух.

-Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

Вывод: воздух невидимый

II. Опыт: “Определи движение воздуха”.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

-Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

+Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

- А как называется движущийся воздух?

(ветер)

-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

Вывод: Он прозрачный, невидимый можно почувствовать при его движении

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

-Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стаканчик (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем «поймать» воздух

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как нам поймать воздух и где его хранить? (ответы).

Вывод: многие игрушки: мячи, шары и другие, с которыми мы обычно играем, наполнены воздухом. ( слайд: спасательные круги, мячи, воздушные шары)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть воздух внутри человека? Давайте проверим.

iv. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

Воспитатель: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

-Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

Воспитатель: Потому что воздух легче воды.

-Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

-Зачем же нужен воздух?

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

-Ребята давайте подышим носом Отлично.

-Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха :

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

-Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

Воспитатель: посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей среды,

Молодцы ребята, вы правы, в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

-Нужен ли всем воздух? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем : человеку, животным и растениям.

(воспитатель показывает воздушный шарик)

Воспитатель: Почему он называются воздушными? (ответы детей)

V. Опыт “Надуй шарик”.

Воспитатель: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

-Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх. Есть шары, на которых можно путешествовать

Воспитатель: Ребята, а как же люди научились использовать воздух?

Мы узнаем, поиграв в игру

( В сундучке лежат иллюстрации и игрушки - предметы: мельница, фен, веер, велосипед, утюг, фотоаппарат, ложка, вертолёт, парусник, телефон, книга, мячик, свистулька и др.)

Игра «Чудесный сундучок»

Воспитатель: Правила игры: я загадываю загадку о том, что лежит в сундучке (предмет или картинка? Вы должны отгадать загадку и ответить на вопрос используется ли воздух (или его свойства) при работе этого предмета? Кто больше даёт правильных ответов, тот выиграл.

Загадки.

1) Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился (парашют)

2) Маленький, удаленький

Громко кричит. (свисток)

3) Кинешь в речку - не тонет,

Бьешь о стенку - не стонет,

Будешь о земь кидать -

Станет кверху летать. (мяч)

4) На что взглянет этот глаз -

Всё картинке передаст. (фотоаппарат)

5) Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем, (велосипед)

6) Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

7) Плывет белый гусь- Брюхо деревянное

Крыло полотняное. (парусник)

8) Без разгона в высь взлетает

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш военный. (вертолет)

9) Он с хоботом резиновым

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор. (пылесос)

10) Он горяч, как сковородка.

Так и пышет жаром.

На рубашке разровняет

Складки влажным паром. (утюг)

11) Всю жизнь крыльями машет,

А улететь не может. (ветряная мельница)

12) Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга)

13) Угадай, кто ветром дует

И над головой колдует?

Смыв с волос густую пену,

Сушат их все люди. (Фен)

(Подводятся итоги игры)

Воспитатель: Но мы совсем забыли про наш подарок. Мы ведь так и не узнали, что лежит в этой коробке. Открывают, находят воздух. Ребята, так почему Карлсон думает, что воздух – это самое дорогое и ценное для человека? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Формирование первоначальных экологических знаний, умений, навыков детей на примере изучения природы родного края Модуль 1. Неживая природа Оренбуржья Тема 1.1. Воздух Оренбуржья Возникновение Оренбуржья. Особенность воздуха Оренбургского воздуха. Причины.

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка» Проект «Воздух - невидимка» Авторы: воспитатели старшей логопедической группы МБДОУ детский сад № 30 «Родничок»: Головко Е. Н. и Чебышева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 4 октября 2014 в 10:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД