«Возрождение кубанской музыкальной народной культуры и традиций кубанских казаков»

Елена Арабина
«Возрождение кубанской музыкальной народной культуры и традиций кубанских казаков»

Часть 2

4. Обзор творчества кубанских композиторов и поэтов.

На Кубани любят песни и умеют их петь! На Кубани и слагать умеют хорошие песни! Многие произведения современных кубанских композиторов и поэтов пользуются успехом не только у кубанцев. Благодаря радио телевидению Москвы наши песни знают во многих уголках России. И это не случайно. В новых условиях продолжателями богатейших южно-русских народных песенных традиций стали люди, сумевшие наполнить страницы музыкальной летописи Кубани яркими, вдохновенными песенными образцами! Это Григорий Максимович Плотниченко, Валентин Александрович Лаптев, Николай Михайлович Хлопков, Герман Анатольевич Селезнев, Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко, Василий Михайлович Волченко, Виталий Кеворков, Анатолий Поляков и многие другие композиторы.

2 июля 1966 г. – официальная дата создания Краснодарской композиторской организации

5. О кубанской народной песне.

Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?

(Иван Варавва)

Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Какие щедрые красоты дарит взору ее Природа! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омываю его границы: Черное и Азовское. Здесь плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. И, конечно же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в стихах нашими замечательными поэтами:

Что в жизни бывает красивей,

Чем юности цвет по весне

И спелое поле России

В казачьей моей стороне?

(Иван Варавва)

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живущих среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.

В России трудно найти более песенный край чем Кубань. Почему? Потому что здесь, на южных рубежах великой державы, рядом с адыгейскими и татарскими народами, обрели свою новую Родины два славянских народа: русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.

Вообще-то каждому народу свои песни кажутся самыми красивыми и понятными. И, наверное, в этой связи, кстати, будет вспомнить слова одного из основоположников русского классического музыкознания В. Ф. Одоевского, произнесенные им в 1866 г. в речи на открытии Московской консерватории: «Отчего у каждого из нас бьется сердце, когда мы слышим русский напев, это еще понятно; но отчего характер русского напева мы разом, бессознательно отмечаем среди какой бы то ни было музыки, и невольно говорим: «Здесь что-то русское?» и далее: «…Трудно отличить немецкую или итальянскую от французской, но русскую старинную песню вы угадаете между тысячами мелодий – она резко обозначается даже для иностранцев». Кубань – казачий край. Что де означает слово «казак»? Лучшие умы прошлого и настоящего времени посвящали этому сословию прекрасные страницы своих литературных произведений: А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Лермонтов, Л. Толстой, М. Шолохов, М. Горький, А. Толстой, И. Варавва, А. Знаменский… Никто из названных писателей не смог минуть бездонный песенный кладезь казаков. Кубань – край песенный. В памяти наших отцов и дедов еще сохранились песни, в которых было отражено время, связанное, например, с царствованием на Руси Ивана Грозного (1530 – 1584). На Кубань подобные песни нападали с беглыми людьми из центральных губерний России, а также с раскольниками с Дона.

Вникая в содержание русских исторических песен того времени, легко обнаруживаешь, что в них активно разрабатывались социальные мотивы. Оформившееся к концу XVI века в общегосударственном масштабе крепостное право вызывало всенародную ненависть. Воспевались походы, в которых искали вольной от царского гнета жизни отряды казачьих атаманов Ермака (1581 – 1585, Степана Разина (1630 – 1671, Кондратия Булавина (1660 – 1708) и его сподвижника Игнатия Некрасова (1660 – 1737). А столетие спустя и по сей день на просторах Кубани можно услышать суровые песни о «добром молодце Емельяне – казаке», т. е. о Емельяне Пугачеве.

Два века назад по приказу Екатерины II из Запорожской Сечи на Кубань были переселены украинцы. Вот тогда – то и возник на Кубани своеобразный кубанский говор и украинские песни:

«Ой, чи у тэбэ, Харьку»

«Та, лэтив орэл чэрэз морэ»

«Гэй, чого, хлопцы, славни молодцы» и др.

Пройдет еще много лет, а те песни, которые привезли казаки на Кубань, стали для всех кубанцев своими. До сих пор звучат на посиделках любимые русские и украинские песни на каком-то странном языке, который вобрал в себя русские и украинские слова.

6. Гимн Кубани

В песенной летописи Кубани нашли отражение памятные для кубанского казачества события Первой мировой войны. Народные песни тех лет: «В долине турецкой границы», «Эх да, вспомним братцы», «Ликуй свободная Россия» патриотичны с верой в непременную победу русского оружия как в Европе, так и в Турции, где приходилось воевать казачьим полкам.

В ратных походах Первой мировой войны, в турецкой стороне, у священника 1-го Кавказского полка кубанского казачьего войска отца Константина Образцова родились слова, которым в дальнейшем было суждено стать основой войскового гимна кубанского казачества «Ты, Кубань, ты наша родина».

Наш современник – войсковой священник отец Сергий Овчинников в своем исследовании, посвященном гимну, пишет: «Связь казака со своей землей часто выражалась на столько зримо, что, покидая родные пределы, иной воин брал с собой набитый душистым чабрецом вещевой мешок, который служил ему подголовьем в дальних походах. Укладываясь на ночлег, иногда за тысячу верст от дома, и вдыхая ароматы трав родной степи, казак таким образом поддерживал свои силы, уносясь в сновидениях к свежевыбеленной саманной хате, тенистому ерику в летний зной или безымянному кургану за околицей – месту желанных встреч с любимой».

Текст будущего гимна Кубани был опубликован в «Кубанском казачьем вестнике» № 28 за 1915 г., а первое исполнение песни «Ты, Кубань, ты наша родина» состоялось в Екатеринодаре 11 декабря 1917 г.

Время корректировало слова, песни. Лучший современный вариант нашего гимна создал Иван Варавва, сказались его глубокие казачьи корни и поэтический талант.

Ты, Кубань, ты наша родина

Сл. И. Варавва

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

На Кубани любят песни и умеют их петь. Нелишнее будет сказать и о том, что на Кубани умеют и слагать хорошие песни. Так, самобытный автор Борис Малиновский написал гимн нашему хутору Белому Темрюкского района.

7. Государственный Кубанский казачий хор

Наверное, ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. Большая заслуга в этом Государственного Кубанского казачьего хора, который был создан в 1969 г. В основу этой деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Уже в 1971 г. молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии.

В 1974 г. Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и последовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. В 1975 г. на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров Кубанский казачий хор занял 1-е место. В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о Кубанском крае, о трудовых буднях народа.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД в подготовительной группе «Слава Кубани» ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И МУЗЫКЕ «.

Дидактическая игра-пособие «Наша Родина — Кубань» Дидактическая игра-пособие «Наша Родина – Кубань». Задачи игры: способствовать расширению и закреплению знаний детей о символах Кубани,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Праздники
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Возрождение кубанской музыкальной народной культуры и традиций кубанских казаков»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 11:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»
13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются; в какие игры играют...
Физкультурное развлечение «Юные спортсмены»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию физкультурное развлечение «Юные спортсмены». 1 задание. Прокатывание мячей «Точный пас». Дети становятся в...
Беседа-игра в подготовительной группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Задачи: - Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить...