МААМ-картинки

«Высокий уровень психического развития и здоровья детей в предшкольный возраст» (предпосылки успешной адаптации в школе)

Елена Минаева
«Высокий уровень психического развития и здоровья детей в предшкольный возраст» (предпосылки успешной адаптации в школе)
▼ Скачать + Заказать документы

Необходимой предпосылкой успешной адаптации ребенка в школе являются три аспекта:

- уровень физического развития в преддшкольный возраст;

- уровень интеллектуальной подготовленности в предшкольный возраст;

- уровень определенной психологической подготовленности к школе.

Публикация «„Высокий уровень психического развития и здоровья детей в предшкольный возраст“ (предпосылки успешной адаптации в школе)» размещена в разделах

В предшкольный возраст, особенно к 6 – 7 годам у детей появляется интерес к обучению, он возникает не на пустом месте, развивается постепенно. Стремление пойти в школу и желание соблюдать школьные обязанности, является основой психологического развития детей, гарантией того, что в новой среде ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Без психологической готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться : школьная обстановка будет ему в тягость, и он постарается выйти из нее любой ценой.

Высокий уровень определенной психологической подготовленности детей в предшкольный период не предполагает наличия у ребенка каких-то сформированных знаний или умений, главное — это наличие у ребенка определенного уровня психического развития, который обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи. Необходимым условием школьного обучения является уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы психические познавательные процессы.

Ощущения и восприятия – начальный источник всех познаний о мире. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, явлений в момент воздействия на анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые). Восприятие требует более сложной аналитико-синтетической деятельности, т. к. отражает предметы и явления в целом. К концу дошкольного возраста дети овладевают восприятием цвета, величины, форм, свойств и отношений предметов, приобретают представления о пространстве, изменяется восприятие отдельных предметов (становится целостным).

Внимание – относится к числу психических познавательных процессов и играет существенную роль в выполнении учебной и трудовой деятельности. Внимание является главной характеристикой познавательной сферы. В 6 – 7 лет у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, но и произвольное. т. е. выполнение детьми цели с использованием волевого усилия. Важно развивать у детей дошкольного возраста концентрацию внимания – для этого педагог должен использовать свое умение привлечь, заинтересовать, пробудить интерес детей (методы – словесные, наглядные). Для развития устойчивости внимания необходимо научить детей не отвлекаться от выполняемой задачи. А вот для переключаемости внимания надо наоборот учить в нужный момент отвлечься от выполняемых действий.

Важно научить детей распределять внимание и развивать работоспособность и объем внимания.

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс. У детей хорошая память, но свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Продуктивность непроизвольного запоминания у детей всегда выше произвольного.

Произвольное запоминание это когда стоит задача, требующая запомнить (заучить, воспроизвести дословно, наизусть, а непроизвольное запоминание осуществляется само собой, непреднамеренно. Поэтому успешнее будет детям запоминать материал, который будет вызывать эмоциональный отклик, заинтересованность, игровое начало, тем самым быстрее будет развиваться произвольная память. Поэтому необходимо научить ребенка самым простым приемам запоминания путем многократного повторения.

Если у ребёнка недостаточность запоминания материала, педагогу необходимо добиваться осмысленности и последовательности понимания содержания запоминаемой информации. Чтобы ребенок долго сохранял в памяти полученную информацию, необходимо использовать метод логической переработки (повторение, закрепление, упражнение) и только тогда воспроизведение запомнившейся информации будет более точным.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира, которое осуществляется при помощи мыслительных операций (анализ – процесс расчленения объекта на части, синтез – выделение и сопоставление соответствующих признаков сравниваемых предметов, классификация – процесс соотношения предметов по обобщению, абстрагирование – абстрактное видение предметов и объектов, сравнение – нахождение сходства и различий предметов и объектов). Важно развивать у детей в предшкольный период все операции мышления: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление.

Речь – тесно связана со всеми психическими процессами. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. Долгое время об умственном уровне развития судили по количеству умений, знаний, по объему «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Это не совсем так. Следует учесть, что изменились условия жизни. Дети буквально купаются в потоке информации, как губка впитывают новые слова и новые выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Поэтому необходимо развивать речь детей в предшкольный период, уделяя этому важное значение. Ведь данные особенности недоразвития речи будут выражаться в затруднении письменной речи в процессе обучения в школе. Для коррекции недостатков устной и письменной речи детей необходима помощь логопеда.

Эмоционально-волевая сфера – занимает значительное место в развитии детей в предшкольный период.

Волевая подготовленность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Волевая подготовленность ребенка к школе требует формирование. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что от него потребуют. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно у детей устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Поэтому, как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей, стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями — все это поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Публикации по теме:

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Высокий уровень психического развития и здоровья детей в предшкольный возраст» (предпосылки успешной адаптации в школе)
Опубликовано: 24 июня 2014 в 15:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Высокий уровень психического развития и здоровья детей в предшкольный возраст» (предпосылки успешной адаптации в школе)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Минаева (УИ 223853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД