Наталья Кунст
Экскурсия в мини-музей «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей со свойствами, состоянием и значением воды в нашей жизни; с тем, как человек использует различные свойства воды, с круговоротом воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде, развивать экологическую культуру.
Задачи:
Дать детям смысл новых слов: музей, экспонат. Расширять кругозор воспитанников, формировать активную жизненную позицию.
Предварительная работа с детьми:
Беседы о воде, ее свойствах и ее состояниях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок о воде. Беседы о музее, правилах поведения в музеях.
Материалы и оборудование:
Публикация «Экскурсия в мини-музей „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Глобус, капля воды, иллюстрация круговорота воды в природе, банка с водой, стакан, оборудование для проведения опытов, чистая питьевая вода, лед.
Ход экскурсии:
Ребята, я приглашаю вас в музей.
Что такое музей?
(дети отвечают)
Воспитатель.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете, в какой мини-музей мы сегодня пойдем.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая? (Вода)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает. (Вода)
Воспитатель.
Правильный ответ – вода. Сегодня мы все вместе посетим Мини-Музей Вода- Волшебница».
(Дети вместе с воспитателем проходят в мини- музей)
Воспитатель.
Кто такой экскурсовод?
Что такое экспонат?
Как нужно вести себя в музее?
(Ответы детей)
Воспитатель.
- Все верно, только наш мини-музей необычный, здесь все экспонаты можно трогать, двигать, проводить эксперименты.
Воспитатель.
Ребята, а как вы думаете почему наш музей называется мини музей?
ответы детей)
Ребята, а вода бывает волшебной, как вы думаете расскажите? (ответы детей)
Ребята, я предлагаю вам посмотреть на глобус (1 экспонат) и сказать какого цвета на нём больше? (голубого).
А, почему на глобусе много голубого цвета, что им обозначают? (воду). А жёлтым цветом, что обозначают? (сушу).
А, что такое водоем и какие из них вы знаете? (океан, море, река, пруд, озеро, ручей, родник)
Ребята, а кто знает, сколько на земле океанов? (четыре океана, а сколько морей (тридцать морей). Как вы думаете, много это или мало?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
В природе вода постоянно превращается из капелек дождя в снежинки и льдинки и наоборот. В каком состоянии бывает вода? (ответы детей)
Правильно, вода бывает в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.
А вот и первый экспонат (тарелка со льдом).
Рассказ воспитателя:
В тарелке находится кусочек льда. Лед – это твердое состояние воды. Если мы возьмем лед в руки, то почувствуем, что лед холодный, прозрачный, хрупкий, скользкий, мокрый (дети пробуют взять лед в руки). Лед сравнивают со стеклом, потому что он прозрачный, но его нельзя вставить в окно, потому что от нагрева солнечных лучей он растает.
Воспитатель.
Ребята, у нас в музее солнышка нет, а он все равно тает. Почему? (Потому что в помещении тепло).
Как можно ускорить этот процесс? (Положить лед на батарею или нагреть в ладошках).
Перейдем к следующему экспонату.
Экспонат кому в природе нужна вода (беседа воспитателя с детьми)
Воспитатель.
Дети, а как вы думаете, кому нужна вода? (воспитатель подводит ребят к следующей экспозиции «Кому в природе нужна вода»). По обе стороны от реки берега из песка и камня, на берегу прыгает лягушонок, ползает улитка, в воде плавают птицы. В реке много рыбы. Животные приходят к реке на водопой. Вода нужна всем живым существам. И, конечно она необходима человеку: чтобы пить, в быту. Без воды не сделать очень многих обычных дел: не умыться, не постирать, не приготовить еды. По рекам и морям ходят пароходы, перевозя грузы и людей.
«Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
«Без воды вам не прожить!»
Вода- это жизнь. Наш друг и помощник.
Подвижная игра:
Сейчас мы поиграем в игру «Есть или нет». Когда я называю объект или явление, которое содержит воду, вы поднимаете топаете ногами, а если нет, то хлопаете в ладоши: дождь, радуга, роса, ветер, ветер, песок, море, компот, суп, лед, кофта, град, кадка с водой.
Наша экскурсия продолжается, следующий экспонат «Круговорот воды в природе».
Здесь идет дождик. Капли дождя полетели на землю и попали в водоем. Пригрело солнышко, капли воды испарились и превратились в пар. Поднялись вверх, в небо. Когда соберется вместе много-много капель воды, снова пойдет дождь. Так капли движутся по кругу. Получается круговорот воды.
Воспитатель.
- А сейчас, занимательная часть нашей экскурсии. В нашем музее есть лаборатория опытов и экспериментов с водой, и каждый из вас сможет сам изучить свойства воды. (Воспитатель предлагает провести несколько опытов с водой).
Опыт 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2. У воды нет вкуса.
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет) Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в банку, кастрюлю, таз. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Рефлексия:
Воспитатель.
- Сегодняшняя экскурсия по мини- музею подошла к концу.
Что же нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Как нужно относиться к воде? (бережно, не загрязнять, экономить)
Наш мини- музей можно посещать каждый день, изготавливать экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Всего доброго ребята, до свидания.