Лучший педагог года

Проект для детей старших и подготовительных групп «Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях»

Евгения Витальевна Стаценко
Проект для детей старших и подготовительных групп «Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях»

Исследовательский

краткосрочный проект

в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4»

Воспитатель: Стаценко Е. В.

Эксперимент – наблюдение

за ростом лука в разных условиях

Актуальность темы:

Публикация «Проект для детей старших и подготовительных групп „Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях“» размещена в разделах

Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания.

-Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.

- Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

-Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!

Цель исследования:

-формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом в разных условиях.

Задачи:

- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (влага, тепло, свет).

- Воспитывать желание производить трудовые действия.

- Формировать чувство ответственности при уходе за луком.

- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Объект исследования: репчатый лук (4 луковицы одинакового размера)

Оборудование: Промаркированные стаканы или банки одного размера (4 шт.); клеёнка, грунт, лопатки, вода в лейке, салфетки, поднос, фартуки, нарукавники)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Формы реализации проекта :

Формы работы с детьми: чтение художественной литературы, наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации.

Этапы проекта :

1. Этап. Аналитический: (начальный этап)

Выявление знаний детей о луке.

2. Этап. Подготовительный : (теоретический)

- подбор цветных иллюстраций, художественной литературы по тематике;

- составление плана работы;

- подготовка грунта, луковиц для экспериментирования.

3. Этап. Практический: (основной)

- НОД по экологическому воспитанию «Посадка репчатого лука на перо»;

-Организация эксперимента «Наблюдение за ростом лука в разных условиях».

4. Этап. Заключительный: (итоговый)

- Оформление дневника наблюдений за луком. (с зарисовками в дневнике наблюдений)

Результаты проекта :

- Дети научились сажать и ухаживать за луком.

- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в разных условиях.

- Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Получили удовлетворение от совместной деятельности, радость переживания, сознание собственных умений.

- Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами.

- Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.

Организация эксперимента –

«Наблюдение за ростом лука в разных условиях»

Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.

• Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.

• Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.

Наблюдения на первый день.

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.

Вопрос: Что нужно растению для роста?

(Вода, тепло и свет)

Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый, коричневый – грунт, черный – означает отсутствие солнечных лучей, т. е. света, белый круг – отсутствие воды.

Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.

Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой, или просто, ставим её в шкаф, где все время темно.

Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.

Четвертую луковицу ставим в грунт, где так же, как и в первой банке созданы все условия. У нее есть тепло, свет и мы периодически будем поливать водой грунт.

(В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии)

Наблюдения на седьмой день.

Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними, сделать зарисовки в дневник наблюдений :

1- я луковица

• Воды стало меньше. Появились маленькие корни.

2 – я луковица

• Вода стала слегка грязной.

3 – я луковица

• На дне банки появились маленькие капельки воды.

4 – я луковица

• Появились маленькие пёрышки.

Наблюдения на четырнадцатый день.

1-я луковица

• Зеленые перышки стали выше,

• корни стали больше. воды – меньше.

2 – я луковица

• Вода грязная,

• появился неприятный запах,

• корней нет, появились бледно – желтые пёрышки.

3 – я луковица

• Без изменений,

• капельки воды на дне банки.

4 – я луковица

• Пёрышки стали значительно выше и ярко зеленые.

Наблюдения на двадцать первый день.

1- я луковица

• хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука,

• сильные, длинные корни, они пили много воды,

• стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные.

2 – я луковица

• корешки выросли, но они более слабые,

• стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые.

3- я луковица

• корни не появились,

ростки не выросли,

• луковица стала мягкой и вялой,

• капельки воды грязные и пахнут плохо.

4- я луковица

• Сильные длинные пёрышки сочно – зеленого цвета,

• Пахнет приятно - витаминами.

Выводы:

• Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода, это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась и дали вкусные сочные перья, в которых содержится много полезных веществ и витаминов.

• А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада.

Полезность зеленого лука

• Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост, как кажется с виду.

• Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука полезно для кроветворения. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус.

• Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи, так же он полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении.

• Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание.

• Богат лук и кальцием, и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов.

• Лук рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель.

• Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.

Загадки про лук.

И зелен, и густ —

На грядке вырос куст.

Начали щипать —

Стали плакать и рыдать.

(Зеленый лук)

Сидит старый дед,

В золотую шубу одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)

Никого он не огорчает,

Но плакать всех заставляет. (лук)

Пришёл с грядки,

Весь в заплатках,

Взглянешь на него,

Заплачешь все равно. (лук)

Пришла Аня в жё лтом сарафане:

Стали Аню раздевать,

Сразу плакать и рыдать. (луковица)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (лук)

Под землей сидит не велик

В золотой шубке старик (лук)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а. (лук)

Хоть он горький - но полезный!

Защищает от болезней!

Микробам разным он не друг -

Потому что это -. (лук)

На нашей грядке сидит Игнатка,

Кафтан Игнатки весь в заплатках.

Если ты Игнатку тронешь,

То всегда слезу обронишь. (лук)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто с него кафтан снимает,

Слёзы часто проливает. (лук)

Пословицы и поговорки о луке.

Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некими плетеницами. Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.

В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения. Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.

«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.

Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.

Лук во щах – и голод прощай.

Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.

Вырастишь лук от семи недуг.

Лук – добро и в бою, и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).

Лук да баня все правят.

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Лук с чесноком родные братья.

Лук с чесноком родные братья.

Дневник

наблюдения за ростом лука

Первый день наблюдения

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые. Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый, грунт – коричневый, отсутствие света – черный, нет воды – белый.

1 2 3 4

Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.

Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.

Четвертую луковицу. ставим в банку с грунтом, с синим, красным, коричневым и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.

(В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии)

Наблюдение за ростом лука

Дата посадки дата дата дата дата дата дата дата

изменения изменения изменения изменения изменения изменения изменения

1

луковица

2

луковица

3

луковица

4

луковица

Литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (4–7 лет).

3. Соломенникова О. А., «Ознакомление детей с природой в детском саду в подготовительной группе», Москва, 2019

4. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, Москва, 2017

Публикации по теме:

Дидактическая игра по финансовой грамотности «Банкомат» для детей старших и подготовительных группДидактическая игра по финансовой грамотности «Банкомат» для детей старших и подготовительных групп Дидактическая игра «Банкомат» по финансовой грамотности для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) Цель: формирование знаний.

Дидактическое пособие «Пицца» для детей старших и подготовительных группДидактическое пособие «Пицца» для детей старших и подготовительных групп Цель: развивать у дошкольников интерес к сюжетно-ролевой игре. Задачи: 1. Познакомить детей с таким блюдом как пицца, её ингредиентами;.

Исследовательский краткосрочный проект «Эксперемент — наблюдение за ростом лука в разных условиях»Исследовательский краткосрочный проект «Эксперемент — наблюдение за ростом лука в разных условиях» Цели: развивать мышление,творческое воображение и любознательность в процессе исследовательской деятельности. Развивать интерес к растительному.

Лэпбук «Зима» для детей средних, старших и подготовительных группЛэпбук «Зима» для детей средних, старших и подготовительных групп Цель: закрепить знания детей о временах года – зиме. Задачи: Закрепить знания детей о приметах зимнего периода, развивать наблюдательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старших и подготовительных групп «Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 17:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД