Папки-передвижки

Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований»

Ирина Спиридонова
Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект: «Экспериментально- исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований» с использование модульной детской лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Тип проекта: исследовательско - творческий

Продолжительность: сентябрь 2022 – май 2023

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников „Лаборатория интересных исследований“» размещена в разделах

Актуальность. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процесс воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирован на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Цели:

Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи:

1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности в познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.

2. Расширять познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, умение анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.

4. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

7. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

8. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Новизна:

Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. Часть занятий включены занятия с использованием интерактивной лаборатории «Наураша в стране Наурандии» - это уникальная разработка для экспериментальной деятельности в детских садах и начальной школе.

Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 7 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура»,

«Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Пульс»,

«Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:

-датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;

-набор вспомогательных предметов для измерений;

- сопутствующая компьютерная программа;

-брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Принципы:

Принцип научности:

Принцип целостности:

Принцип систематичности и последовательности:

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

Принцип доступности:

Принцип активного обучения:

Принцип креативности:

Принцип результативности:

ФОРМЫ :

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

Структура экспериментов :

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Ожидаемые результаты:

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

- Обогатить предметно – развивающую среду в мини-лаборатории

- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

Подготовительный этап

- создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;

- диагностика;

- отображение цели и задач проекта.

Основной этап

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

- познавательно- исследовательская деятельность (опыты);

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Заключительный этап:

1. Подтверждение итогов проекта.

2. Оценка достигнутых результатов.

3. Итоговая викторина «Слет юных ученых».

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие №1

«Земля – живая планета»

Цель: Уточнить представления детей о Солнечной системе: о Земле: (На Земле есть жизнь – растения, животные, человек, потому что на ней есть вода, воздух, тепло и эти условия нужны всем существам) «Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

3 неделя Занятие №2

«Может ли растение дышать?»

Цель: Выявить потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Беседа «Если бы не было растений».

Систематизировать и обобщить знания детей о значении растений в жизни человека и всей окружающей среды.

Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в жизни и здоровье их организма, окружающей среды.

- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Наблюдение за комнатными растениями, растениями на территории детского сада.

Закрепить правила ухода за комнатными растениями.

Оформление альбомов с правилами ухода за комнатными растениями группы.

Октябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие №3

«Страна Наурандия»

Цель: Познакомить детей с интерактивной лабораторией «Наураша», с техникой безопасности при ее использовании.

Познакомить детей с понятиями «ученый», «опыт», «эксперимент», «Исследование» Беседа «Кто такие ученые?»

Цель: Познакомить детей с понятиями «ученый», «опыт», «эксперимент», «Исследование». Наблюдение за демонстрацией опыта воспитателем с использованием лаборатории «Наураша» модуль «Свет».

3 неделя Занятие №4

«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Помощница вода»

Ц: Использования знаний о повышении уровня воды для решения познавательных задач.

.

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

Ноябрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие №5

«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Беседа: «Где применяется вода»

Опыт в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» «Какая волшебная вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

3 неделя Занятие №6

«Воздух е и его свойства»

Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Беседа «Воздух теплый и холодный».

Опыт: «Где теплее»

«Ветер в комнате» («Живая змейка»)

Ц: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Опыт с использованием интерактивной лаборатории «Наураша» «Измеряем температуру воздуха в помещении»

На прогулке: Наблюдение за температурой воздуха на улице. Обратить внимание на то, какую температуру показывает уличный термометр. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Декабрь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие №7

«Свет вокруг нас»

Ц: Познакомить детей с понятием свет, с некоторыми свойствами света, выяснить причину смены частей суток, развивать умения устанавливать причинно - следственные связи.

«Уличные тени»

Ц: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.

«Световой луч»

Ц: Понять, что свет – это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот

На прогулке: Наблюдение за солнцем.

Ц: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды;

3 неделя Занятие №8

«Земля — это магнит».

-Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли».

-Расширить знания о работе компаса, о южном и северном полюсах земли.

Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик.

Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов.

Опыты: «Компас»

Ц: показать детям, что у магнита есть полюса (северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.

«Магнит рисует»

Ц: Объяснить детям действие магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картины.

Опыт и использованием интерактивной лаборатории «Наураша» «Танцующие магниты». Определить с помощью магнита в какой стороне находится тот или иной объект.

Январь

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

2 неделя Занятие №9

«Электричество»

Первоначальные понятия о электрических цепях.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша» : «Электричество».

3 неделя Занятие №10

«Батарейка»

Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Откуда ток в батарейке.. Рассказать об утилизации батареек.

Опыт: «Электрояблоко, электролимон». Использование цифровой лаборатории

«Наураша».

Февраль

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие № 11

Звук

«Что такое звук, громкость?»

Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук»

-Познакомить с органом, воспринимающим звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки.

Беседа с опытом: «Как распространяется звук»

Ц: понять, как распространяются звуковые волны.

-Выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными. Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша» : модуль – лаборатория «Звук».

3 неделя Занятие№12

«Сила»

«Сила удара»

Что такое сила? Измерение силы. Измерение силы удара, силы пальцев. Познакомить детей с понятием силы как физической величины,

Учить измерять и сравнивать силу

с помощью прибора.

Опыт с использованием научной лаборатории «Наураша» : «Измерение силы, удара».

Март

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие № 13

«Наши помощники - органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств)

3 неделя Занятие № 14

«Сердце»

Цель: Познакомить детей с назначением сердца, показать его положение. Познакомить детей с понятием пульс, что это такое, как его определять. рассказывать детям о мероприятиях для укрепления сердца

Прививать навыки ЗОЖ Беседа о спортсменах, занятиях физкультурой, пользе занятий физической культурой.

Беседа о врачах. Познакомить со специальностями врачей.

Учить детей измерять пульс человека; закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории «Наураша» Формирование понимания ценности здорового образа жизни, потребности быть здоровым.

Знакомить детей с органами кровообращения. Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша».

Опыт с использованием научной лаборатории : «Пульс и упражнения»

Плакат с изображением сердца, муляж сердца.

Апрель

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

1 неделя Занятие № 15

«Земля. Космос»

Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.

Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.

Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;

Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон

3 неделя Занятие № 16

«Наши Космонавты. Почему в Космосе нет звука.»

Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

Беседа: «Они были первыми»

Ц: закреплять знания о первых шагах человека в космосе; о космонавтах России.

Опыт «Темный космос»

Ц: Узнать почему в космосе темно»

«Вращающаяся земля»

Ц: представить, как земля вращается вокруг совей оси.

Май:

Неделя Занятия Беседы Наблюдения

2 неделя Занятие № 17

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты. Беседы:

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

3 неделя Занятие № 18

«Итоговое занятие»

Викторина «Слет юных ученых»

Литература

1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. ОВ. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников 2011 г.

4. М. А. Рунова. ,А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия)».2006г.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог».2002г.

5. Л. А королева «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни». 2015 г.

Публикации по теме:

Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза»Экспериментально-исследовательская деятельность «Секретное письмо от Деда Мороза» Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально созданных проблемных ситуаций, развивать у детей интерес к опытно-экспериментальной.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность»Фотоотчет о занятии в старшей группе «Случай с Капитошкой. Экспериментально-исследовательская деятельность» Цель занятия: Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле»Экспериментально-исследовательская деятельность «Свойства воды» в рамках проекта «Вода — источник жизни на Земле» Среднесрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Вода источник жизни на Земле Часть1. «Свойства воды» Вода в жизни.

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУЭкспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ Организация практических занятий в лаборатории ДОУ План 1. Значение исследовательской деятельности. 2. Формы работы с детьми 3. Методические.

Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь»Экспериментально-исследовательская деятельность «Я — исследователь» Экспериментально - исследовательская деятельность проект «Мыльные истории» Курицкая Влада, 6 лет Руководитель: Тынянских Галина Ивановна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований»
Опубликовано: 1 марта 2023 в 16:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория интересных исследований»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Спиридонова (УИ 2677779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД