Оксана Однобурцева
Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Всё началось с того, что нашей школе предложили участвовать в муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг», на котором нужно было рассказать и театрализовано – музыкально показать, любой на выбор старинный обряд. Взяться за разработку какого-либо известного всем обряда, до сих пор существующего в современном обществе (масленица, свадьба, пасха, рождество и т. д) интереса и желания не было. Мы долго определялись с выбором подходящего нам направления. И вот, взвесив все за и против, вспомнив о том, что наша школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию детей, имеет свой кадетский класс, мы пришли к выводу, что учащимся будет познавательно и интересно узнать всё о русских воинских обрядах, начиная с периода воинов - дружинников и заканчивая рекрутскими временами.
Публикация «Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке „Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Исследовательская деятельность
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Песни. Все материалы на тему песен
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Совместная с учащимися работа, над предложенным мною исследовательским проектом, способствовала изучению учащимися рекрутских песен и обрядов, помогла в написании сценария и общей подготовке к выступлению на конкурсе. Нас всех объединила и сплотила любовь к русскому фольклору, заинтересовала история этнографии, народных песен, танцев, костюмов, инструментов. Всю школу закружило в увлекательном фольклорном хороводе, состоящем из усердных репетиций, реквизита и ярко вышитых костюмов. И у нас всё получилось, всё состоялось, всё сложилось! Общими усилиями мы сумели сделать масштабное представление глубокого смысла, высокой сценической культуры и исполнительского мастерства - театрализованное музыкальное действо «Рекрутский обряд». Я уверена, что каждый ученик нашей любимой школы после того, как «прикоснулся» к русской старине, к фольклорным обрядам, к тому большому, общему, масштабному и прекрасному действу, будет и дальше с удовольствием изучать, любить и пропагандировать русскую культуру.
Автор проекта : Однобурцева Оксана Николаевна -
учитель музыки,
музыкальный руководитель школьных вокальных студий:
«Дети солнца» (учащиеся 3-4 классов,
«Праздник детства» (учащиеся 5-11 классов).
Руководитель проекта : учитель музыки Однобурцева Оксана Николаевна
Состав участников проекта : общешкольный (учащиеся 3- 11 классов)
Учебный предмет, в рамках которого планируется работа: музыка
Классификация проекта : исследовательский, практико – ориентированный
Ведущая деятельность проекта : творческая
Время работы над проектом : 1 марта – 10 апреля (краткосрочный)
Форма организации детей: групповая, коллективная
Режим работы: урочно – внеурочный
Форма продуктов проектной деятельности : выступления учащихся на уроках музыки с докладами на по теме «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций», конкурское выступление на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг» - театрализованное музыкальное действо «Рекрутский обряд», освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.
Видео выступления смотреть здесь - https://www.youtube.com/watch?v=fUa9Dz368Fc
Актуальность проекта
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка и по восприятию понятно ему. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств, качеств и формировании мировоззрения.
Изучая русские песни, обычаи и обряды, учащиеся постигают огромный жизненный опыт своего народа, приобретают знания истории и истоков культуры, при этом решаются задачи не только музыкального и эстетического воспитания, но и духовно-нравственного совершенствования личности.
Цель проекта
Воспитать уважение к русской народной культуре, научить детей самостоятельному общению с народным искусством, побудить интерес к фольклорным песням, обычаям и традициям, активизировать учебно-познавательный процесс, расширить кругозор детей, дать возможность приобрести элементарный опыт участия в проектной и концертной деятельности.
Задачи проекта
1. Расширение представлений воспитанников о народном творчестве : песенное и устное творчество; традиции и обряды народных праздников; народный костюм; народные инструменты.
2. Формирование исполнительских умений и навыков: речевых, певческих, двигательных, игры на музыкальных инструментах;
3. Развитие творческих, музыкальных, танцевальных, художественно - прикладных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
4. Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым своего народа;
5. Способствовать развитию опыта учащихся через интонации народной песни, музыки, музыкальных инструментов;
6. Воспитывать эстетические и духовно-нравственные качества личности через все жанры народного искусства.
Краткое описание проекта
Проект предназначен для обучающихся 3-11 классов.
В рамках проекта учащиеся обогащают свои знания в ходе ознакомления с рекрутскими песнями, обрядами и традициями русского народа; разучивают и исполняют рекрутские частушки и страдания, рекрутские песни на украинском языке; принимают участие в общешкольной музыкально-театральной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией.
Работа над проектом предполагает :
1) выборочное привлечение детей 3-11 классов, из числа тех, кто обладает музыкальными, танцевальными или театральными способностями,
2) работа в классах над докладами по исследованию рекрутских песен и обрядов,
3) привлечение учителей школы в качестве актёров для участия в театрализованном музыкальном действе «Рекрутский обряд»,
4) привлечение гармониста из числа родителей учеников школы,
5) репетиционная подготовка – разучивание слов сценария, рекрутских песен, народных танцев,
6) демонстрацию проекта на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг»,
7) обсуждение итогов работы над проектом, награждение.
Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся из разных классов. Учитель музыки выступает в роли координатора, режиссёра, сценариста, направляя работу, организовывает все этапы проекта и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и учителей школы.
Информационное оснащение
Интернет-ресурсы
Материально-техническое оснащение проекта :
- Фортепиано.
- Гармонь, баян.
- Балалайка.
- Ноутбук.
- Звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
- Микрофоны на стойках.
- Реквизит, сценические русские народные костюмы.
Музыкальный материал :
Фонограммы песен в исполнении этнографических и русских народных коллективов.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный
2. Планирование
3. Реализация
4. Аналитический (рефлексия)
Календарный план развития проекта
Названия этапов Планируемая деятельность участников проекта Для кого
(целевая
группа)
Информационная компания
1 этап
Подготовительный
Получение задания администрации школы на подготовку и создание обрядового действа.
Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с подготовкой и проведением исследований по теме рекрутских песен, обрядов и традиций.
Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) в 3-7 классах, согласно рабочим программам и тематическому планированию:
- 3 класс - «Родной обычай старины» (музыка в народных обрядах,
- 4 класс - «Жанры русских народных песен»,
- 5 класс - «Фольклор в музыке русских композиторов»,
- 6 класс - «»Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»,
-7 класс - «Пусть музыка звучит» (этномузыка, использование фольклора профессиональными музыкантами).
Привлечение в классах учеников для групповой работы над тематическими докладами по темам:
- 3 класс – «Русские народные музыкальные инструменты»,
- 4 класс – «Русские народные танцы»,
- 5 класс – «Как выглядели рекрутские костюмы»,
- 6 класс – «Рекрутские песни, как отдельны жанр русских народных песен»,
- 7 класс – «Рекрутские обряды и обычаи Руси». Учитель музыки,
администрация
школы,
обучающиеся
3-7 классов
2 этап
Планирование
Определение направлений деятельности для групп каждого творческого направления (вокал, хореография, театрализация).
Определение вокального и танцевального репертуара, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения.
Вовлечение учителей школы в проектную деятельность.
Приглашение гармониста. Учитель музыки,
администрация
школы, учителя школы,
обучающиеся
3-7 классов
3 этап
Реализация Выступление с тематическими докладами на уроках музыки (по классам).
Выполнение вокально-хоровой, танцевальной и театральной работы по каждому направлению.
Написание сценария «Рекрутский обряд».
Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.
Выступление на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг».
Награждение. Учитель музыки,
учителя школы,
обучающиеся
1-7 классов
4 этап
Аналитический
(рефлексия)
Определение законченности деятельности по данному направлению.
Освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.
Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт, видеоотчёт).
Награждение.
Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта. Учитель музыки, жюри управления образования
План-график реализации проекта
1 – 10 марта
1. Объявление старта проекта. Создание положительного мотива к осуществлению проектной деятельности.
2. Проведение уроков музыки по классам, побуждающие обучающихся к обогащению и расширению знаний по теме проекта, к участию в данном проекте.
3. Знакомство обучающихся с русскими народными обычаями и обрядами.
4. Занятия по классам «Вокальное мастерство при исполнении русских народных песен»
11 – 20 марта
1. Групповая работа (поиск информации, создание тематических докладов) по классам.
2. Презентация в классах тематических докладов.
21 марта – 7 апреля
1. Репетиционная групповая работа по творческим направлениям.
3. Оформление коллективов костюмами, необходимым реквизитом.
4. Подготовка к муниципальному конкурсу «Обрядовый круг».
5. Внесение необходимой коррекции, рекомендации детям по дальнейшей организации работы.
8 – 15 апреля
1. Муниципальный конкурс «Обрядовый круг»
2. Работа жюри, награждение.
3. Освещение результатов деятельности учащихся в проекте на страницах школьной газеты.
4. Организация видео и фотоотчёта.
5. Подведение итогов работы над проектом, создание плана следующих
проектных работ.
6. Распространение опыта в сети Интернет.
Ожидаемые результаты работы над проектом
Созданные условия для организации исследовательской творческой проектной деятельности способствуют вовлечению максимального числа обучающихся школы в процесс работы над проектом.
Участие в творческой проектной деятельности способствуют формированию социально-коммуникативных, вокальных, творческих и эстетических навыков у обучающихся.
Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта вполне может стать доброй традицией коллектива, так как объединяет учителей и воспитанников в общем деле.