Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций» Видео

Оксана Однобурцева
Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций» Видео

Всё началось с того, что нашей школе предложили участвовать в муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг», на котором нужно было рассказать и театрализовано – музыкально показать, любой на выбор старинный обряд. Взяться за разработку какого-либо известного всем обряда, до сих пор существующего в современном обществе (масленица, свадьба, пасха, рождество и т. д) интереса и желания не было. Мы долго определялись с выбором подходящего нам направления. И вот, взвесив все за и против, вспомнив о том, что наша школа уделяет большое внимание патриотическому воспитанию детей, имеет свой кадетский класс, мы пришли к выводу, что учащимся будет познавательно и интересно узнать всё о русских воинских обрядах, начиная с периода воинов - дружинников и заканчивая рекрутскими временами.

Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций» Видео

Совместная с учащимися работа, над предложенным мною исследовательским проектом, способствовала изучению учащимися рекрутских песен и обрядов, помогла в написании сценария и общей подготовке к выступлению на конкурсе. Нас всех объединила и сплотила любовь к русскому фольклору, заинтересовала история этнографии, народных песен, танцев, костюмов, инструментов. Всю школу закружило в увлекательном фольклорном хороводе, состоящем из усердных репетиций, реквизита и ярко вышитых костюмов. И у нас всё получилось, всё состоялось, всё сложилось! Общими усилиями мы сумели сделать масштабное представление глубокого смысла, высокой сценической культуры и исполнительского мастерства - театрализованное музыкальное действо «Рекрутский обряд». Я уверена, что каждый ученик нашей любимой школы после того, как «прикоснулся» к русской старине, к фольклорным обрядам, к тому большому, общему, масштабному и прекрасному действу, будет и дальше с удовольствием изучать, любить и пропагандировать русскую культуру.

Автор проекта: Однобурцева Оксана Николаевна -

учитель музыки,

музыкальный руководитель школьных вокальных студий:

«Дети солнца» (учащиеся 3-4 классов,

«Праздник детства» (учащиеся 5-11 классов).

Руководитель проекта: учитель музыки Однобурцева Оксана Николаевна

Состав участников проекта: общешкольный (учащиеся 3- 11 классов)

Учебный предмет, в рамках которого планируется работа: музыка

Классификация проекта: исследовательский, практико – ориентированный

Ведущая деятельность проекта: творческая

Время работы над проектом: 1 марта – 10 апреля (краткосрочный)

Форма организации детей: групповая, коллективная

Режим работы: урочно – внеурочный

Форма продуктов проектной деятельности: выступления учащихся на уроках музыки с докладами на по теме «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций», конкурское выступление на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг» - театрализованное музыкальное действо «Рекрутский обряд», освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.

Видео выступления смотреть здесь - https://www.youtube.com/watch?v=fUa9Dz368Fc

Актуальность проекта

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка и по восприятию понятно ему. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств, качеств и формировании мировоззрения.

Изучая русские песни, обычаи и обряды, учащиеся постигают огромный жизненный опыт своего народа, приобретают знания истории и истоков культуры, при этом решаются задачи не только музыкального и эстетического воспитания, но и духовно-нравственного совершенствования личности.

Цель проекта

Воспитать уважение к русской народной культуре, научить детей самостоятельному общению с народным искусством, побудить интерес к фольклорным песням, обычаям и традициям, активизировать учебно-познавательный процесс, расширить кругозор детей, дать возможность приобрести элементарный опыт участия в проектной и концертной деятельности.

Задачи проекта

1. Расширение представлений воспитанников о народном творчестве: песенное и устное творчество; традиции и обряды народных праздников; народный костюм; народные инструменты.

2. Формирование исполнительских умений и навыков: речевых, певческих, двигательных, игры на музыкальных инструментах;

3. Развитие творческих, музыкальных, танцевальных, художественно - прикладных способностей (чувства ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

4. Способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением народного искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым своего народа;

5. Способствовать развитию опыта учащихся через интонации народной песни, музыки, музыкальных инструментов;

6. Воспитывать эстетические и духовно-нравственные качества личности через все жанры народного искусства.

Краткое описание проекта

Проект предназначен для обучающихся 3-11 классов.

В рамках проекта учащиеся обогащают свои знания в ходе ознакомления с рекрутскими песнями, обрядами и традициями русского народа; разучивают и исполняют рекрутские частушки и страдания, рекрутские песни на украинском языке; принимают участие в общешкольной музыкально-театральной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией.

Работа над проектом предполагает:

1) выборочное привлечение детей 3-11 классов, из числа тех, кто обладает музыкальными, танцевальными или театральными способностями,

2) работа в классах над докладами по исследованию рекрутских песен и обрядов,

3) привлечение учителей школы в качестве актёров для участия в театрализованном музыкальном действе «Рекрутский обряд»,

4) привлечение гармониста из числа родителей учеников школы,

5) репетиционная подготовка – разучивание слов сценария, рекрутских песен, народных танцев,

6) демонстрацию проекта на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг»,

7) обсуждение итогов работы над проектом, награждение.

Данный проект рассчитан на тесное сотрудничество коллектива учащихся из разных классов. Учитель музыки выступает в роли координатора, режиссёра, сценариста, направляя работу, организовывает все этапы проекта и корректирует их по мере необходимости. Работа над проектом ведётся по плану в содружестве обучающихся, учителя музыки и учителей школы.

Информационное оснащение

Интернет-ресурсы

Материально-техническое оснащение проекта:

- Фортепиано.

- Гармонь, баян.

- Балалайка.

- Ноутбук.

- Звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

- Микрофоны на стойках.

- Реквизит, сценические русские народные костюмы.

Музыкальный материал:

Фонограммы песен в исполнении этнографических и русских народных коллективов.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

2. Планирование

3. Реализация

4. Аналитический (рефлексия)

Календарный план развития проекта

Названия этапов Планируемая деятельность участников проекта Для кого

(целевая

группа)

Информационная компания

1 этап

Подготовительный

Получение задания администрации школы на подготовку и создание обрядового действа.

Обсуждение с учащимися вопросов, связанных с подготовкой и проведением исследований по теме рекрутских песен, обрядов и традиций.

Проведение подготовительных занятий (уроков музыки) в 3-7 классах, согласно рабочим программам и тематическому планированию:

- 3 класс - «Родной обычай старины» (музыка в народных обрядах,

- 4 класс - «Жанры русских народных песен»,

- 5 класс - «Фольклор в музыке русских композиторов»,

- 6 класс - «»Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов»,

-7 класс - «Пусть музыка звучит» (этномузыка, использование фольклора профессиональными музыкантами).

Привлечение в классах учеников для групповой работы над тематическими докладами по темам:

- 3 класс – «Русские народные музыкальные инструменты»,

- 4 класс – «Русские народные танцы»,

- 5 класс – «Как выглядели рекрутские костюмы»,

- 6 класс – «Рекрутские песни, как отдельны жанр русских народных песен»,

- 7 класс – «Рекрутские обряды и обычаи Руси». Учитель музыки,

администрация

школы,

обучающиеся

3-7 классов

2 этап

Планирование

Определение направлений деятельности для групп каждого творческого направления (вокал, хореография, театрализация).

Определение вокального и танцевального репертуара, составление плана реализации проекта, определение сроков исполнения.

Вовлечение учителей школы в проектную деятельность.

Приглашение гармониста. Учитель музыки,

администрация

школы, учителя школы,

обучающиеся

3-7 классов

3 этап

Реализация Выступление с тематическими докладами на уроках музыки (по классам).

Выполнение вокально-хоровой, танцевальной и театральной работы по каждому направлению.

Написание сценария «Рекрутский обряд».

Предварительные репетиции, внесение необходимой коррекции, рекомендации по дальнейшей работе.

Выступление на муниципальном фестивале-конкурсе народных праздников и традиций «Обрядовый круг».

Награждение. Учитель музыки,

учителя школы,

обучающиеся

1-7 классов

4 этап

Аналитический

(рефлексия)

Определение законченности деятельности по данному направлению.

Освещение в школьной газете, освещение в районной муниципальной газете «Аткарская газета», публикации на различных сайтах Интернета.

Организация отчёта результатов проведённого проекта (фотоотчёт, видеоотчёт).

Награждение.

Создание плана следующих работ на основе проведённого анализа и накопленного опыта. Учитель музыки, жюри управления образования

План-график реализации проекта

1 – 10 марта

1. Объявление старта проекта. Создание положительного мотива к осуществлению проектной деятельности.

2. Проведение уроков музыки по классам, побуждающие обучающихся к обогащению и расширению знаний по теме проекта, к участию в данном проекте.

3. Знакомство обучающихся с русскими народными обычаями и обрядами.

4. Занятия по классам «Вокальное мастерство при исполнении русских народных песен»

11 – 20 марта

1. Групповая работа (поиск информации, создание тематических докладов) по классам.

2. Презентация в классах тематических докладов.

21 марта – 7 апреля

1. Репетиционная групповая работа по творческим направлениям.

3. Оформление коллективов костюмами, необходимым реквизитом.

4. Подготовка к муниципальному конкурсу «Обрядовый круг».

5. Внесение необходимой коррекции, рекомендации детям по дальнейшей организации работы.

8 – 15 апреля

1. Муниципальный конкурс «Обрядовый круг»

2. Работа жюри, награждение.

3. Освещение результатов деятельности учащихся в проекте на страницах школьной газеты.

4. Организация видео и фотоотчёта.

5. Подведение итогов работы над проектом, создание плана следующих

проектных работ.

6. Распространение опыта в сети Интернет.

Ожидаемые результаты работы над проектом

Созданные условия для организации исследовательской творческой проектной деятельности способствуют вовлечению максимального числа обучающихся школы в процесс работы над проектом.

Участие в творческой проектной деятельности способствуют формированию социально-коммуникативных, вокальных, творческих и эстетических навыков у обучающихся.

Отработанная на практике модель реально действующего социального проекта вполне может стать доброй традицией коллектива, так как объединяет учителей и воспитанников в общем деле.

Публикации по теме:

Детский творческий проект по музыке «Мажорный и минорный лады» Управление образования Администрации Артинского гродского округа МАДОУ «Детский сад «Радуга» Мажорный и минорный лады Творческий проект.

Детско-родительский проект-исследование «История о том, как моя прабабушка стала партизанкой»Детско-родительский проект-исследование «История о том, как моя прабабушка стала партизанкой» Автор: Соболева Полина, Воспитанница Старшей группы № 5 Руководитель: Калина Татьяна Анатольевна,Воспитатель Содержание Введение Основная.

Консультация для родителей «Куклы календарных обрядов и праздников» Куклы календарных обрядов и праздников. Традиционная культура нашего народа устойчиво ассоциируется с многочисленными праздниками народного.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Проект опытно-экспериментальный «Огород на окошке» ПРОЕКТ Опытно-экспериментальный «Огород на окошке» Выполнил: Зорикова Наталья Васильевна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Проект по музыке «Классическая музыка в детском саду» Муниципальная казённая дошкольная образовательная организация «Детский сад «Алтн булг» Проект «Классическая музыка в детском саду».

Проект познавательно-исследовательский «Наблюдение и исследование зерновой культуры — овса»Проект познавательно-исследовательский «Наблюдение и исследование зерновой культуры — овса» .

Проект музыкального руководителя «Марш в музыке, движении, песне» Тема проекта: «Марш в музыке, движении, песне» Введение. Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит.

Творческий проект «Ох, уж эти сказки» Актуальность темы: По мнению специалистов сказки не только развивают, а ещё и знакомят с окружающим миром и ненавязчиво воспитывают. Сюжеты.

Экспериментальный уголокЭкспериментальный уголок Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию, желание.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Экспериментальный общешкольный творческий проект по музыке «Исследование рекрутских песен, обрядов и традиций» Видео
Опубликовано: 12 июня 2016 в 20:10
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фоторепортаж «Искусные художники по дереву»
Однажды, соприкоснешься к необычной красоте, и она останется надолго в твоем сердце! Резьба по дереву на Бали – это традиционное искусство. Когда...
Фотоотчет «День защитника Отечества»
День защитника Отечества. Н. Мигунова ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА Чудесный праздник в феврале Страна моя встречает. Она защитников своих Сердечно поздравляет! На...
Фотоотчет о подготовке и проведении праздничного мероприятия к Дню защитника...
Задачи: расширять знания детей о Российской Армии, защитниках Отечества; обогащать словарь детей по теме «Армия» ;развивать творческие...
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Кораблик»
Плывёт, плывёт кораблик, В далёкие края. Кто капитан кораблика? Конечно это я. Е. Арс Доброе время суток уважаемые коллеги и друзья моей...
Мастер-класс «Изготовление цветочных ручек «Тюльпанчиков»
Мастер - класс «Изготовление цветочных ручек «Тюльпанчиков» «Ручки сына, ручки дочки – мамины цветочки! » Скоро праздник – Мамин день! Вход на праздник,...