Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Елена Акимова
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

Консультация для воспитателей на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»

Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

влага, удобрение…

Чтобы нормально расти, ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

взрослых.

И. Сеченов

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. А ведь эмоциональная сфера и является ведущей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основной для осознания ребенком себя.

Детство – это не только светлый и радостный промежуток времени, это не только состояние беззаботности, но и нехватка общения, неуверенности в себе, недостаток любви и понимания. Вот что сказал В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В период большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Дети могут забыть то, что им сказали, но они никогда не забудут те чувства, которые вы у них вызвали. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического, эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность. Именно комфортность самочувствия дошкольника, на взгляд Марины Сергеевны Мазур, обязана занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре, рисовании, танцах… Воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний.

Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группы в целом.

В связи с эти можно выделить следующие условия:

1). Быстрая адаптация ребенка к условиям детского сада;

2). Эмоциональное самочувствие ребенка во многом зависит от его отношений со сверстниками. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе;

3). Важным и необходимым условием является стиль общения воспитателя с ребенком. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, радуются успехом, помогают преодолевать трудности. Воспитатель в общении с ребенком – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза.

4). Предметно-развивающая среда, которая служит интересом и потребностям каждого ребенка.

5). Большую роль в эмоциональном благополучии ребенка играет тон воспитателя, он должен быть доброжелательным, располагающим к общению.

6). Проведение в группе «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания.

7). Обстановка в семье, характер семейных отношений часто влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка.

Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Дошкольный возраст – благодатный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением возрастных психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.

Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья детей.

Публикации по теме:

Принципы работы с детьми Принципы работы с детьми Для того, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие ребенка и его психологическую защищенность, необходимо соблюдать.

Эссе «Моя педагогическая философия» Работая в детском саду, я стремлюсь, вместо того, чтобы навязывать желаемый образ поведения ребенка, вкладывая свои ценности, формировать.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 12:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Вопросам мира и благоденствия для всех жителей нашей прекрасной планеты посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий для воспитания миролюбивых граждан...

21 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры можно проводить с детьми практически на любые темы: родной край; природа; правила дорожного движения или пожарной безопасности. Осенью актуальных тем для викторин...

Совместная творческая работа с детьми группы раннего развития «Осеннее дерево»
Экскурсия по участку, наблюдения за изменениями в природе. Наблюдение за погодой - отметить, какая погода, учить...
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный...
Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-...
Мастер-класс по объёмной аппликации «Осень в лесу»
Мастер – класс по объёмной аппликации «Осень в лесу» выполнен в нетрадиционных техниках из нетрадиционных материалов – сетка для упаковки букетов...