Марина Викторовна Ризванова
Эссе «Здоровье педагога как профессиональная ценность «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здоровье педагога как профессиональная ценность».
«Будем здоровы!»
Методическая работа в образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных между собой мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Самочувствие педагогов - далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, коллегами, с родителями и, конечно же, качество педагогической работы.
Публикация «Эссе „Здоровье педагога как профессиональная ценность „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Почему нужно говорить и здоровье педагога?
Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой ценностью : «Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу; «Желаем вам самого главного- здоровья!», - говорят нам самые близкие друзья. По большому счету, здоровье было и остается дороже богатства.
С чего же начинается здоровье? Существует мнение, что здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. п. Оказывается, все не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой, нужен важный стимул. В настоящее время в литературе насчитывается около 40 определений здоровья. Одним из лучших считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней, это нечто положительное, жизнерадостное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для всего человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремиться человек.
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на очень важные вопросы:
1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
3. Зачем мне быть здоровым?
4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или это мое личное дело?
Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, мы приобретаем мотивацию к тому, чтобы быть здоровыми.
Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Профессиональная деятельность педагога имеет свою специфику – это здоровьеразрушающая профессия, которую можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.
Статистика свидетельствует, что у педагога наиболее часто проявляются такие заболевания, как: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение функций щитовидной железы.
Зададим себе вопрос: «В чем же причина перечисленных заболеваний?» Кажется, ответ очевиден – стрессы и психические перенапряжения, эмоциональные переживания.
Перегрузки в педагогической деятельности – это привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как можно поправить и сохранить свое здоровье? Будем реалистами. В ближайшее время вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в жизни педагога, к тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я очень устала после работы» Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Стоит задуматься: «Что же делать?» Моя задача заключается в том, чтобы найти доступные и вместе с тем эффективные методы безопасной работы педагогов нашего детского сада.
«О синдроме эмоционального выгорания». Актуальность, цели, задачи.
Поскольку основным в моей работе является понятие «эмоциональное выгорание», то логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает такое определение эмоций (от лат. emoveo – потрясаю, волную). Различают положительные и отрицательные эмоции. «Отрицательная» эмоция-это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция-это сигнал возвращенного благополучия. Положительный сигнал не звучит долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги подается до тех пор, пока опасность не устранена. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно и все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). При таких условиях здоровье педагога действительно страдает.
Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства; все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога. Физическое и эмоциональное состояние – существенные факторы, влияющие на нашу профессиональную деятельность, а от состояния педагога зависит и самочувствие подрастающего поколения.
В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагогов стоит особенно остро. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа работы педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Впервые феномен «психического выгорания» был описан американским психиатром Дж. Фрейденбергером в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий (врачи, педагоги, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. В первую очередь проблема профессионального выгорания касается профессии в сфере «человек – человек», предполагающая общение с другими людьми. Вопрос в том, когда она возникает? Здесь все зависит от множества факторов, среди которых: интенсивность труда, условия труда, личные психологические факторы. Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительное материальное положение, нехватка подкрепляющих стимулов.
В результате исследований деятельности педагогов, выделяют три основных стадии синдрома профессионального выгорания :
1 стадия.
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря простым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись в документацию и т. п., сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей человека первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
2 стадия.
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями, не хочется видеть тех, с кем приходиться общаться по роду своей деятельности, нарастание апатии к концу недели, повышенная раздражительность, человек «заводиться с полоборота», хотя раньше он этого не замечал за собой. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия.
Выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии гораздо приятнее общаться с природой, с животными, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
Каждая стадия содержит определенные симптомы. В качестве основных психологи (Е. Малер) выделяют:
- усталость, утомление, истощение, недомогание, бессонница, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
-негативное отношение к коллегам по работе, негативное отношение к самой работе;
-агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев);
- упадническое настроение и связанные с ним эмоции : цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности, переживание чувства вины.
«Выгорание» может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся пессимистами, взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это может случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса.
Исследователь В. В. Бойко группирует факторы, провоцирующие эмоциональное выгорание, в два блока - внешние и внутренние.
Группа внешних факторов включает в себя:
-специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей, стаж работы)
- организационный фактор: перегруженность рабочей недели, напряженный характер работы, служебные неприятности, несоответствие результатов затраченным силам, нервозная обстановка, которая побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
- коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией, неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
-личностный фактор (индивидуальный) : материальные затруднения, личная неустроенность, семейные разногласия, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого семье. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Все чаще стиль общения становиться авторитарным, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Профессиональный педагог - единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует таких условий, при которых выполнялись бы качественно задачи воспитания и обучения и именно поэтому свой опыт работы я хочу направить на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление деятельного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
Цель моей работы состоит в том, чтобы создать здоровьезберегающую систему для укрепления здоровья педагогов и поддержания их позитивного личного самочувствия. Это предполагает решение следующих задач:
1. Изучение литературы по опыту работы.
2. Проведение исследований, с целью выявления влияния факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания (анкетирование, диагностика).
3. Создание здоровьезберегающих технологий, возможных мер профилактики и коррекций синдрома.
В реализации поставленный задач принимает участие весь педагогический коллектив детского сада: педагог - старший воспитатель - заведующий. Каждое звено не только зависит друг от друга, но и дополняет его, для того чтобы пирамида выстраивалась в прочное звено. Фундамент пирамиды — это, конечно же, заведующий детским садом, который создает все необходимые условия для реализации задач. Следующее звено – старший воспитатель. Моя задача выполнять методическое обеспечение, связанное с реализацией поставленных задач. Вершина всех наших усилий и стараний – это педагоги.
Для исследования влияния факторов эмоционального выгорания предлагаю ответить на вопросы анкеты. Анкета содержит 16 вопросов, относящихся к факторам, провоцирующим эмоциональное выгорание.
В анкетировании принимали участие 15 человек.
№ п/п Симптомы Нет Редко Да Очень часто
1 Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? 0 3 5 10
2 Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? 0 2 3 5
3 Вы быстро устаете? 0 2 4 8
4 Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? 0 2 4 8
5 Бывают ли резкие смены настроения, возникает ли чувство неудовлетворенности? 0 2 3 6
6 Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? 0 2 4 8
7 Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы подергивание в суставах? 0 2 4 8
8 Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? 0 2 4 8
9 Необходимо ли вам в вашей работе быть всегда «на высоте»? 0 2 4 8
10 Часто ли вы бываете в плохом настроении? Быстро ли вы теряете самообладание? 0 2 4 8
11 Копите ли вы неприятности в себе? 0 2 4 8
12 Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? 0 2 4 8
13 Курите ли вы? 0 2 5 10
14 Мучают ли вас страхи? 0 2 4 8
15 Есть ли у вас недостаток в возможности находиться на свежем воздухе? 0 2 4 8
16 Есть ли у вас недостаток в возможности обрести душевное равновесие? 0 2 4 8
0-25 баллов: эта сумма может вас не беспокоить. Однако необходимо обратить внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места (5 человек, что составляет 33%). 26-45 баллов: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете для себя сделать (8 человек, что составляет 54%); 46-60 баллов: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен (2 человека, что составляет 13%)
Проводя анализ, можно отметить, что у 33 % педагогов синдром эмоционального выгорания не наблюдается, у 54 % педагогов поводов для беспокойства нет, и только у 13 % воспитателей данный синдром начинает формироваться.
Далее предлагаю рисуночный тест «Самооценка эмоционального состояния», где педагогам необходимо оценить свое эмоциональное состояние в данный момент. Необходимо было ответить на вопросы: «что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?» «что я хочу сейчас?» и изобразить все на листе бумаги. Многих беспокоит обстановка, связанная с кризисом в стране и в городе. Большая часть педагогов хотела бы отправиться на отдых вместе со своими детьми. Выгорание усиливается еще и потому, что границы между домом и работой стираются и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Рисунки выражали и тревогу, беспокойство и состояние душевного равновесия. Но практически на каждом рисунке изображено солнце и лучик надежды, надежды на то, что все будет хорошо.
После проведенных занятий провела рефлексию, коллеги высказывали свои пожелания. Среди пожеланий-отзывов были и такие: - в детском саду очень нужен психолог для работы с педагогами; - очень интересная и полезная форма оздоровления души и тела;
- нужно продолжать начатое дело и поделиться своим опытом с другими коллегами;
- спасибо за внимание, умение раскрыть человека и познать себя.
Можно отметить, что после занятий воспитатели выходили с хорошим настроением и с желанием заниматься и дальше. Все радовались, а радость – это здоровье.
В заключении хочется отметить, что представленная мною работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней я раскрыла факторы, влияющие на формирование и развитие феномена эмоционального выгорания. Результаты, полученные в процессе изучения, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы, и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативно влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находиться рядом с ними. Это и близкие, и друзья, а также воспитанники, которые вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
Чтобы помочь детям стать психологически здоровыми, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления. Ведь от самочувствия педагога зависит и самочувствие подрастающего поколения. Воспитатель не может быть наставником и пропагандистом здорового образа жизни детей и их родителей, если сам не следует этим истинам. Личный пример побуждает лучше всяких слов.
Чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходимы определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность. Педагогам необходимо оказывать психологическую помощь. Особое внимании следует уделять морально-психологическому климату в коллективе.
В нашем детском саду работает творческая группа, в которую входят педагоги и медицинские работники, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, что позволяет нам комплексно заниматься вопросами здорового образа жизни. Для родителей выпущен первый выпуск газеты «Растим здорового ребенка», где указан не только теоретический материал, но и практические советы. Для педагогов планируется второй выпуск газеты «Уроки здоровья», страницы которой будут раскрывать следующие направления: информационные; профилактические; диагностические; оздоровительные.
Конечно, мы далеки от полного решения проблемы профессионального выгорания, но ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но я хочу, чтобы наши педагоги поняли справедливость слов исследователя по профессиональным стрессам Гари Чернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».
Психологическое здоровье участников образовательного процесса – это самый важный показатель работы детского сада, а когда мы станем больше задумываться о себе, когда наша личностная составляющая не будет такой ущербной по сравнению с профессиональной, тогда может быть понятие «профессиональное выгорание» снова окажется для нас непривычным.
Литература:
В. Т. Лободин, Г. В. Лавренова, С. В. Лободина. Как сохранить здоровье педагога. Линка-Пресс., 2005 г.
Н. Иванова, Е. Голубева. Психотерапия профессиональной усталости. Журнал «Обруч». 2008 г. №2.
Е. С. Бердакова. Психологическое здоровье педагога как один из компонентов современного детского пространства. Журнал «Дошкольная педагогика». 2008 г. №5.
С. В. Андрунь. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей. Журнал «Дошкольная педагогика». 2009 г. №2.
Л. Д. Назарова. Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов. Научно-практический журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением».2008 г. №1.
Е. А. Семенова. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Статья 2009 год. Интернет ресурсы.