Валентина Фомина
Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - это всё естественное многообразие окружающего мира. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребёнку и взрослому присуще интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасное, поэтичное.
Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства, с тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.
Публикация «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Во всестороннем гармоническом развитии личности особая роль отводится эстетическому воспитанию. Широкие возможности для эстетического развития предоставляет сама природа. Природа – самый древний и обширный источник красоты.
Нужно учить детей видеть, различать и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только что – то броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Поэтому искусство занимает особое место в эстетическом отношении человека к природе. Искусство учит вглядываться в природу, оно создаёт её образы, но эти уроки ребёнок не всегда может извлечь сам без помощи взрослых. Нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражённой в искусстве. В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано очеловеченное отношение к природе.
Эстетическое восприятие природы происходит в различных видах деятельности. Наблюдая за детьми, замечаешь, что в целом дети способны эмоционально и с большим интересом воспринимать всё, что окружает их в природе, и чаще всего это бывает, когда взрослые специально обращают на это внимание детей. В каждом конкретном случае воспитатель выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. И одной из них является организация наблюдений за природными объектами и явлениями во время прогулок, экскурсий и бесед. У детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать эти впечатления в музыкальной деятельности: при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях, игре на музыкальных инструментах. Очень важно для развития чувств научить ребёнка слышать звуки природы. Гуляя с детьми по лесу, по парку, нужно обращать внимание на то, как и что ваш ребёнок слушает. Постепенное, последовательное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыкальные звуки, музыка, с которой его будут знакомить, - это нечто близкое ему, связанное с его окружением, с природой.
Детское творчество отражает природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечетлены живые, неповторимые явления природы. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
Живое наблюдение природы подготавливает восприятие её в стихах. При знакомстве с опоэтизированной природой воспитатель должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы. Продолжая опираться на опыт ребёнка, воспитатель имеет возможность свободно использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин о природе, помогающие осмыслить литературное произведение. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого составляют несложные поэтические и художественные образы природы. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние.
Чтобы дети видели и понимали красоту природы, они должны получить необходимые знание о природе. Проводить исследования было нетрудно, потому что вся наша жизнь связана с природой. Даже сами дети подсказывали темы наблюдений, игр, занятий своими вопросами. Чем больше они узнавали, тем больше у них возникало вопросов.
Особенно детям нравится работать по экологическим проектам. Таким как:
- проект «Чистое утро»
Цель: бережное отношение к природе.
Содержание: в форме игры, дети каждое утро приводят свой участок в порядок.
- проект «Книга жалоб в природе»
Цель: научить детей сопереживать и помогать всем живым существам
Содержание: занести в книгу жалобы, которые, по мнению детей, могут поступить от животных и растений (нарисовать рисунки, затем придумать, как помочь им.
Работая по таким проектам, сразу можно видеть результат : дети начинают воспринимать природные объекты, явления, как что-то необычное, прекрасное, живое, которое тоже нуждается в помощи.
В формировании экологических представлений дошкольников и их систематизации особое место отводила играм экологического содержания. Игры экологического содержания помогают лучше усвоить материал и активнее включаться в разнообразные виды деятельности.
В русских народных попевках, прибаутках, которые дети очень много учат, переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Это такие как «Не летай соловей», «Лиса по лесу ходила», «Котя, котенька – коток», «Кукушка» и другие. В незатейливых мелодиях этих попевок, коротких, но очень выразительных словах переданы любовь и уважительное отношение народа к животным
Дети по своей природе любознательны и среди вопросов немало таких, как «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбки?». Поэтому в своей работе большое внимание уделяла элементарной поисковой деятельности, которая помогает ввести детей в мир познания природы, пробудить умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.
Поддерживая в детях познавательные интересы, важно сделать их целенаправленными, углубленными. И тут неоценимым помощником оказалась художественная литература. Рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И Соколова – Микитина и многие другие помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе. А лирические произведения С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчев помогли детям лучше увидеть и понять красоту, нежность хрупкость родной природы. Очень часто устраиваем в группе вечера чтения, где сравниваем произведения о природе со своими наблюдениями.
Большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия природы заключает в себе работа с природным материалом. Для сбора природного материала использовала каждую встречу с природой. Мы с детьми заметили, чем разнообразнее материал, тем интересней с ним работать. И здесь незаменимыми помощниками оказались родители. Когда природный материал накапливался, подбирали детали, прикладывали друг к другу и из обычных веточек, шишек, желудей, семян и других материалов получались сказочные образы.
Окружающий мир насыщен тайнами и чудесами. В природе есть такое, что можно лишь почувствовать, пережить, ощутить, пропустить через душу. И такой тайной и чудом для нас стало искусство – икэбана. Искусство составления букетов (икэбана) получило широкое распространение в Японии. Икэбана для японцев не столько средство украшения помещения, сколько символ живой одухотворённой природы. Этот вид искусства доступен не только взрослым, но и детям, конечно в простейшей форме.
Ни к чему изучать эстетические корни традиционного японского искусства и пытаться подражать полностью японским мастерам. Ведь у нашего народа свои традиции, вкусы, взгляды на мир природы.
Для художника икэбаны главное не в количестве или пышности растительного материала, а в умении правильно использовать его, отражении в композиции красоты природы и своего видения окружающего мира, нахождении прекрасного и необыкновенного в простом и обыденном. Трудно переоценить значение приобщения к этому творчеству детей для их эстетического воспитания. Составление композиций из цветов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий, красок, развивает любознательность, внимание, наблюдательность. Увлекаясь сама этим искусством, постаралась заинтересовать и своих воспитанников. С весны до осени цветут разнообразные цветы, но наступала осень, а затем зима и вся эта красота исчезала. Тогда предложила продлить жизнь этой красоте, и дети заинтересовались этим предложением. А раз появился интерес – его надо поддержать, во время, отведённое для свободной деятельности, занималась работой по аранжировке цветов. У меня сразу появились помощники, которые изъявили желание сделать что – то своими руками.
Обучение аранжировке букетов начинала с составления простого классического букета «Мама, папа и я». Почти каждый ребёнок с восторгом создал эту композицию. И что порадовало, так это непохожесть работ. Сейчас дети уже умеют составлять букеты из одного, трёх и более цветов, зная, что главное не количество, а подбор к ним или к нему красивых сочетаний из веточек, корешков, камней, листьев, мха и даже фруктов и овощей. И испытанным методическим приёмом стала игра «Что здесь лишнее?». Проводились беседы об истории возникновения этого искусства, и что представляет икэбана для японского народа. Это помогло детям понять, что они не просто составляют красивые букеты, а выражают в них своё мироощущение, настроение. Это отражалось в названии композиций. Часто дети признавались, что создать букет легче, чем придумать название. Вот, например, композиция из одного крупного белого цветка – «Снежная королева», «Снежинка»; из одного крупного красного цветка – «Красно солнышко»; из одного жёлтого цветка – «Колобок», «Солнышко»; из трёх и более цветов – «Подружки»; осенние композиции – «Осенняя сказка», «Осенняя песня», «Золотая грусть», «Листопад», «Красивые наряды».
Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, испытывают чувство наслаждения от любования цветами, создавая букеты, дети получают свободу самовыражения, у них проявляется индивидуальный художественный вкус и наклонности. Открытие новых оригинальных аранжировок, непохожих на другие, развивает мышление, творчество и воображение. Поэтому дети всегда находятся в поиске, и поиск этот не только в процессе создания художественного произведения из цветов, но в самой природе.