МААМ-картинки

Конспект занятия «Этикет и его история»

Тамара Грузинова
Конспект занятия «Этикет и его история»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

- уточнять представления об исторической сущности норм и правил поведения;

- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории этикета;

- формировать способы практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Публикация «Конспект занятия „Этикет и его история“» размещена в разделах

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», чтение С. А. Насонкина «Уроки этикета».

Оборудование и материалы: письмо, картинки, книги о правилах поведения, об истории этикета, ноутбук.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратились наши друзья – первоклассники. Сейчас я прочитаю их письмо: «Дорогие ребята! Скоро в нашей школе состоится необычный праздник, он будет посвящен доброте и вежливости. Ребятам нашего класса дали задание: интересно рассказать о правилах приветствий, об истории этих правил. Но выяснилось, что мы мало знаем об этом. И вдруг кто-то вспомнил, что вам много рассказывали об истории правил поведения, в вашей группе есть книги, картинки, игры. Очень просим вас помочь в подготовке к этому празднику». Ребята вы готовы помочь нашим друзьям?

Дети. Да.

Воспитатель. Как им можно помочь?

Дети. Мы можем подобрать картинки, книги, игры и рассказы об истории правил поведения.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы всё хорошо придумали. А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о правилах приветствия, об истории этих правил. Ребята, для чего люди придумали разные правила?

Дети. Чтобы всем было хорошо, приятно, радостно.

Воспитатель. Для лучшего понимания друг друга люди придумали разные правила. Послушайте стихотворение об этом.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера. (Н. Красильников)

Какими словами мы начинаем день? - «здравствуйте» и «доброе утро»! Что означает слово «здравствуйте»?

Дети. Пожелание здоровья, радости.

Воспитатель. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Давайте послушаем стихотворение А. Кондратьева об этих волшебных словах.

-Здравствуйте» - ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель. Почему от вежливых слов становится теплее и радостнее?

Дети. Такие слова приятно слышать, настроение становится хорошим.

Воспитатель. Действительно, доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы понимаете эту пословицу? Когда услышишь добрые слова, с улыбкой на лице, сразу становится теплее. Надо больше говорить друг другу добрых слов и дарить улыбки. Предлагаю всем вместе спеть песню «Улыбка».

(все поют песню «Улыбка». муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского 1 к.)

А какие ещё слова приветствия вы знаете?

Дети. «Добрый день», «привет», «добрый вечер», «очень рад вас видеть», «приветствую вас».

Воспитатель. Молодцы ребята! Мы с вами много рассказали о том, как люди приветствуют друг друга с помощью слов. А можно ли поприветствовать друг друга без слов? Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните, как это можно сделать.

Игра «Приветствие»

Дети встают в пары и приветствуют друг друга с помощью жестов, а затем рассказывают, каким образом они это сделали (пожали руку, обнялись, приветливо помахали друг другу рукой, кивнули головой).

Воспитатель. Молодцы ребята! Каждое правило поведения имеет свою историю, проверенную многими годами общения людей друг с другом. А вы хотите узнать, каким образом возник обычай приветствовать друг друга, приподнимая шляпу?

Дети. Да.

Воспитатель. Когда-то воины носили шлемы. Чтобы показать свое доверие другому человеку, они снимали их, как бы говоря, что не ожидают от них нападения. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, мужчины снимали или приподнимали шляпу. Для чего они это делали? (показать слайды)

Дети. Это означало, что человеку нравятся эти люди, что ему их приятно видеть.

Воспитатель. Да, ребята, если мужчины снимали или приподнимали шляпы – это обозначало, что он находится в кругу друзей. Позже шляпу стали снимать перед важными людьми, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор.

Воспитатель. Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Дети. Чтобы знать их и понимать, быть воспитанными, добрыми.

Воспитатель. Да, ребята, многие правила поведения берут начало в далеком прошлом, и знание истории помогает лучше их понять и запомнить. У каждого народа есть свои правила приветствия. Послушайте стихотворение Е. Хоринской «Хороший обычай» о прекрасном обычае русского народа встречать или приветствовать гостей. (Читаю стихотворение).

Хороший обычай

В синеве ослепительной неба

Вдаль летят и летят журавли…

Слышен запах горячего хлеба -

Драгоценного дара земли.

Август в гаме да посвисте птичьем

Отшумел, отзвенел сгоряча.

Есть в России хороший обычай -

Хлебом-солью гостей привечать.

Может, чуть растерявшись вначале,

Будешь этим всю жизнь дорожить.

…Чтоб тебя хлебом-солью

встречали -

Это нужно ещё заслужить…

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрасный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте обратимся к истории. (звучит музыка). Ненастной ночью в избу попросился незнакомец. Он был озябшим, вымокшим. Его впустили, дали обсушиться, радушно усадили за стол. Утром оказалось, что это был. леший. «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, - прощаясь, сказал он хозяину, - ни один зверь не обидит». А что было бы, если бы хозяева не проявили должного гостеприимства?

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любого, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Воспитатель. Этот обычай пришёл к нам из далёкого прошлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испробует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угостивший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль – мирный договор между гостем и хозяином.

«Водить хлеб-соль» означало дружить. Угощая хлебом-солью, хозяин показывал, что готов отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Вот такие интересные истории мы с вами вспомнили.

Как вы думаете, помогут наши рассказы первоклассникам подготовиться к празднику доброты и вежливости? Что же мы можем им отправить?

Дети. Игру «Приветствие», картинки об истории правил, книги о поведении.

Воспитатель. Молодцы ребята, я думаю, что с вашей помощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Дети. Чтобы быть приятным другим.

Воспитатель. Совершенно верно.

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Конспект занятия «История глиняной посуды» «История глиняной посуды» Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять её.

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота»Конспект занятия «История дня рождения Аэрофлота» Доброе время суток друзья и гости моей странички. Многие из нас не раз пользовались услугами аэрофлота. Но мало кто из нас знает что в России.

Конспект музыкального занятия «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятие «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятия «Этикет для малышей» для старшего дошкольного возраста подготовила.

Конспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Что такое этикет? Правила поведения в общественных местах» для детей 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить детей с поведением в общесвенных местах, дать понятие что такое этикет. Задачи 1. Учить правильному поведению.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник — этикет» Материал. Предметы сервировки. Костюм Буратино. Предварительная работа. Чтение сказки А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «История Снеговика» Конспект занятия История Снеговика. Подготовила: воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна Область художественно-эстетическое развитие:.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Этикет и его история»
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 08:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Этикет и его история»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Грузинова (УИ 414286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД