Завалко Наталия
«Это Русская сторонка — это Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие «Это Русская сторонка-это Родина моя» Подготовительная группа.
Задачи
1. Воспитывать чувство любви и уважения к родине, к родной природе.
2. Формировать эмоциональное восприятие образа природы средствами художественной литературы, музыки, изобразительными приемами при исполнении стихов, передавать собственное отношение к их соединению, уметь соотносить поэтический образ с явлениями природы.
3. Учить выразительно, исполнять знакомые песни, хороводы, передавать характер музыки, ее настроение воспринимать и передавать в песне и движениях художественный образ родной природы.
Публикация «„Это Русская сторонка — это Родина моя“» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: Друзья мои, сегодня мы проведем необычное, интересное занятие. Все вы знаете, что мы живем в России. Это наша Родина. Ну, а что такое Родина? Послушайте, как об этом пишет Ушинский в своем рассказе «Наше Отечество».
Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились,в ней говорят родным языком и все в ней для нас родное; матерью,-потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает, бережет…
Много есть на свете кроме России всяких государств и земель, но одна «у человека родная мать-одна у него и Родина».
Русские люди слагают о Родине сказания, стихи, песни.
Вос-ль. : Кто из вас расскажет стихотворение о Родине.
Дети:
1. Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля
Это русское раздолье,
Это русская земля!
2. Вижу горы – исполины
Вижу реки и моря
Это русские картины
Это Родина моя!
3. Слышу песни жаворонка
Слышу трели соловья,-
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Вос-ль. : Что понравилось в этих стихах?
Какие чувства пробуждают в вас эти стихи?
Ответы детей.
Вос-ль. : Русские люди очень любят свою Родину. Они много сложили пословиц о Родине. А какие пословицы знаете вы?
Дети: 1. Родина любимая, что мать родная.
2. Человек без Родины, что соловей без песни.
3. На чужой стороне и весна не красна.
4. Жить-Родине служить.
Вос-ль. : Русские люди во все времена берегли свою Родину и храбро защищали ее от врагов. Знали, что отстоять ее можно, если «один за всех и все за одного».
2. За народное дело бейся смело.
3. Братская любовь лучше каменных стен.
4. Родина мать, умей за нее постоять.
Музыкальный руководитель (М. р.) : На утренниках, на занятиях, вы дети, поете песни о Родине. Названия у песен разные, но они поются торжественно, ласково. Сейчас мы споем песню «Родина»
Вос-ль. : Во все времена русские люди любили родную природу, воспитывали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березе белой.
Дети: 1. Ты рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла, когда выросла.
Я весною взошла, летом выросла
По зорям цвела, солнцем вызрела.
2. Ой, ты Волга, Волга-реченька.
Ой, река ли ты красавица!
По лугам ты льешься-стелешься,
По пескам бежишь - торопишься.
3. Березка, моя березонька!
Береза моя белая.
Береза рас кудрявая!
Стоишь ты, березонька
Посередь долинушке
На тебя березонька
Листья зеленые
Под тобой березонька,
Трава шелковая
Венки вьют, плетут,
Вос-ль. : Наша Родина прекрасна. Она хороша во все времена года, но особенно красива весной, когда ярко светит солнце, расцветают сады, зеленеют поля, леса, зеленью покрываются нежные веточки берез. Береза-воплощение красоты русской природы. О ней писали и пишут стихи, ее воспевают в песнях.
Дети: Березка лебедь белая,
Рядком с тобой стою
Тебе, моя несмелая
Я песенку пою.
Зеленая, раздольная
Ты гибче камыша
Березка белоствольная,
Ну, всем ты хороша!
М. р. : Сейчас мы будем водить хоровод. В давние времена любили русские люди в праздничные дни водить хороводы на полянках между деревьев. Девушки надевали расписные сарафаны, вплетали в косы яркие ленты, а парни наряжались в нарядные рубашки. Они назывались косоворотки. Звучала музыка, молодежь пела и плясала, Хороводы сопровождались коротенькими припевками. Кто сможет нам прочесть?
Дети: 1. Веселей-ка бей ногами,
Веселей-ка бей ногами,
Пляши с нами
Ой-ли, ой-ли
Ой-ли – лель!
Поплясать еще изволь!
2. Этак! Этак!
Да вот так!
Этак, этак! еще так!
То ли, се ли
Ну и что ли
Попляши Иван потом.
3. Скачи, скачи
По соломушке
Не жалей лаптей
в хороводушке.
Хоровод «Во поле береза стояла»
М. р. : Танцевать на Руси всегда очень любили и умели. И если народ
собирался на какие-либо праздники и гулянья, то никто не мог спокойно стоять на месте, звенели бубенцы, трещали трещотки, разливались балалайки. Тогда делайте 3 хоровода. Дети идут по кругу приговаривая. Выбрать 3 музыкантов (дудка, гармошка, балалайка).
Дети: Мы по улице гуляем
Хороводы выбираем,
Где веселый народ –
Тут наш будет хоровод!
Каждый из музыкантов подходит к своему хороводу.
Дети: Музыканта в круг пускайте.
1ребенок: Я сыграю вам сейчас
А вы все пускайтесь в пляс!
Музыканты в центре хоровода. Дети играют, все свободно пляшут.
2ребенок: Ой, устал я играть,
Я пойду отдыхать!
Дети: А мы тебя не выпустим!
Игра «Не выпустим»
М. р. : Хорошо вы играли, а кто мне скажет, какой музыкальный инструмент у русских людей самый любимый?
Дети: Ложки.
М. р. : Правильно, С ложками можно и танцевать, играть на ложках, сопровождать пение песен, создаются целые оркестры ложкарей.
Возьмите ложки и потанцуем с ними.
1ребенрк: Эх топну ногой,
Да притопну другой
Замечательный у нас
Будет танец с ложками!
Вос-ль. : Вы замечательно танцевали. Молодцы! А где же все наши ложки, да они в музей убежали. Сказывается ребята у нас есть выставка-музей. А называется он выставка-музей «Золотая Хохлома».
Ребята, обратите внимание на то, что эти вещи красивы и нарядны. Вырезаны они из дерева, украшены народными мастерами Хохломы, так и называются эти вещи хохломскими.
Ребята, какие цвета входят в рисунок на тех вещах, которые стоят на столе?
Вос-ль. : Какие цвета ты нашел на предмете?
А кто увидел еще другой цвет?
(зеленый,желтый).
А если синий, фиолетовый цвет?
Дети: Нет.
Вос-ль. : Оказывается, что таких цветов в хохломской росписи нет.
А скажите, пожалуйста, какие элементы орнамента вам знакомы?
Дети: Завиток или Кудрина (затейливый узор - Кудрина). Точки, ягоды, листики, волнистые линии, мазок. Хохломская роспись состоит из растительных узоров. (Листья, ягоды, цветы).
Вос-ль. : Рассмотрите внимательно листья, широкие крупные листья зеленого или желтого цвета, есть тонкие черные листики с завитками, ветви окружают вещь, завиваются на ней. Теперь мы хорошо рассмотрели хохломские узоры, узнаете ли вы их, если увидите где – нибудь?
Дети: Да, узнаем.
Вос-ль. : Ребята, к нам кто-то приехал, стучатся в дверь, Приехала сама золотая хохлома.
Хохлома: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Хохлома: Какое странное и веселое слово хохлома. В нем и смех слышится и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!
Так и повелось – хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь ХОХЛОМСКОЙ.
Хохлома: От куда посуда?
Дети: Из Хохломы.
Хохлома: Правильно дети! Со мной приключилась беда.
Случилась беда
Под дождик попала вся хохлома.
Исчезли все краски
И вот результат
И помощь прошу у всех дошколят.
Вос-ль. : Дети, давайте поможем тетушке Хохломе.
Хохлома раздает заготовки.
(воспитатель напоминает, что тонкие, нежные ветви, линии узора надо рисовать обратным концом кисти, Если вы решили рисовать ягоды, листья, мазки – рисуем всей кистью.)
Хохлома: Спасибо дети. Как вы красиво разрисовали посуду, все постарались, молодцы! Вот за это я вас хочу угостить вкусным чаем. Подходите к самовару.
Составила: Музыкальный руководитель 1категории Завалко Наталия Геннадьевна г. Лесозаводск 2011г.