«Югра -мой край родной»

САРИЯ ТУБИЛОВА
«Югра -мой край родной»

«Можно сколько хочешь восхищаться,

Знаю, каждый славит край родной,

Но не перестану восторгаться,

Воспевать любимый Север мой».

Ханты-Мансийский автономный округ, как и наша Россия - многонациональная территория. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Воспитание дошкольников проживающих в регионе, где коренными жителями являются малые народы (ханты и манси, начинает осуществляться с ознакомлением с бытом и культурой данного народа в доступной форме дошкольного возраста. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир материальной и духовной культуры (фольклора, праздников и т. д., ориентированной на социально-коммуникативное развитие ребенка, нравственно-патриотическое воспитание. Проблема духовно-нравственного воспитания встала и перед педагогами нашего детского сада.

Мы решили разработать как дополнительный региональный компонент программу, которая бы способствовала формированию духовности и нравственности не только детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет, но и их родителей, так как в настоящее время большая роль в воспитании отводится семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему» (Народная мудрость).

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Проблема

Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.

Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.

Результаты анкетирования: «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.

Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты и манси проводится через традиционные формы работы.

Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Севера ханты и манси», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

- программа реализуется в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста (в старшей и подготовительной группе).

- реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим миром», а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.

- предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения.

- в педагогическом процессе широко используются ИКТ.

- предполагает создание в группах богатой предметно-развивающей среды и в мини-музее «Земля моя Югорская».

-обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.

- предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.

- включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.

- предполагает интеграцию образовательных областей.

Цель:

Знакомство детей с историей развития и становления родного края и формировать у детей представления о способствовать развитию интереса к традициям и обычаям коренным народам (ханты и манси) нашего края ХМАО-Югра.

Задачи:

-приобщать дошкольников к бытовой и духовной культуре и семейным традициям коренных жителей ХМАО;

-закрепление знаний о природе родного края, формирование основ экологической культуры;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю Югре;

-способствовать укреплению партнерских взаимоотношений между детьми и родителями в ходе поисково-творческой деятельности.

Вид проекта: Познавательно-творческий.

Продолжительность: с детьми старшего дошкольного возраста (2 года).

Участники проекта:

дети старшего возраста группы, родители детей, воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера, дает возможность:

- сформировать представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси.

-стремление отражать свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

-проявлять интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.

Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Ресурсы для реализации проекта: методическая и детская художественная литература, наглядные пособия, презентации по темам; мини-музей "Моя Югра".

План реализации программы:

1 этап - Выявить знания детей о родном крае; определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.

Предварительная работа:

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций.

2. Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

3. Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

4. Показ изготовления хантыйской куклы Акань.

5. Беседа с родителями о содействии в пополнении мини-музея ДОУ «Земля моя Югорская».

6. Загадывание загадок, прочтение стихов о животных и растениях нашего края.

7. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

8. Подбор материалов для родителей. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

9. Сбор и оформление наглядного материала в мини-музее ДОУ.

10. Изготовление тематических папок: «Наш округ»;«Нижневартовск - мой город»; «Сказки и рассказы народов ханты-манси»;«Подвижные игры народов крайнего Севера».

11. Составление перспективного плана мероприятий.

2 этап. Реализация проекта

Формы работы:

Непосредственно – образовательная деятельность: «Путешествие по городу»;«Кто такие ханты и где они живут?»;«Традиции и обычаи народов Севера»; «Традиционные праздники народов ханты и манси»; «По страницам Красной Книги ХМАО-Югры»; «Народные игры хантыйского народа»; «Сказки и загадки народов ханты и манси».

Чтение художественной литературы: Г. Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох»; «Лиса и гуси» (хантыйская сказка, «Не бойся пурги»

Стихи поэтов малых народов крайнего севера: Конькова А. «Сказки бабушки Анне»; «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка, Сказки народов ханты; «Буровичок Югорка» - сказка для детей.

Показ презентации: «Земля моя ХМАО - Югра!»;«Тайна Сибирской земли" и т. д.

Беседы о праздниках коренных народов: «Медвежьи игрища»; «Вороний день»; «Акань - традиционная кукла народов ханты».

Хантыйские народные игры: «Хейро», «Ловкий оленевод»,«Воронята»; «Важенка и оленята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ловля оленей» и т. д.

Дидактические игры: «Моя Югра», «Символы моего города»; «Обитатели природы»; «Национальная одежда» и т. д.

Изготовление хантыйской куклы Акань.

Слушание музыки народов ханты и манси в грамзаписи.

Посещение городского музейного комплекса им. И. Г. Шуваева

Ожидаемые результаты:

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

Формирование представлении о богатстве культурных традиций народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

Формировать интерес к уникальной материальной и духовной культуре народов ханты и манси,

Воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному Северному краю.

Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Заключение

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.

У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси.

Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».

Список литературы:

1. Безверхая Н. В. «Культура и быт народов ханты». Нижневартовск, 2004г.

2. Методические рекомендации по проведению национальных праздников и обрядов коренных народов Севера». Нижневартовский район,2002г.

3. Болобан М. «Ознакомление детей с традициями народов Севера». «Дошкольное воспитание» №2, 1990г.

4. Лукина Н. В. «Альбом хантыйских орнаментов». Томск, 1979г.

5. Сподина В. И. «Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты)»- г. Мегион, 1995г.

6. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина». Москва, 2003г.

7. Азбука краеведения «Край родной», 2001г.

8. Край, ставший судьбой. -г. Нефтеюганск, 2000.

9. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».

10. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.

11. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

Список художественной литературы для чтения детям:

1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.

2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.

3. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.

4. Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.

5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.

6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. // Под ред. А. Кердан, В. Блинов. Екатеринбург, Сократ, 2002.

7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

8. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.

9. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.

10. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

11. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

«Югра -мой край родной»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Ямал-наш край родной»Фотоотчет «Ямал-наш край родной» Сегодня Ямал - уникальный, быстро развивающийся и успешно решающий государственные задачи край. Он позволяет оценить итоги уходящего тысячелетия.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

Фотоотчёт о викторине «Мой родной край»Фотоотчёт о викторине «Мой родной край» «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». К. Симонов Каждому.

Фотоотчет о конкурсе чтецов «Край родной»Фотоотчет о конкурсе чтецов «Край родной» 1 июня в нашем детском саду очень насыщенный мероприятиями день. Стало ещё одной доброй традицией проводить конкурсы чтецов во второй половине.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет»Проект «Мой край родной. Лухскому району 80 лет» Автор проекта: Латухина Татьяна Ивановна. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта:.

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Югра -мой край родной»
Опубликовано: 22 августа 2020 в 23:33
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки