Надежда Климова
Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» посредством мнемотаблицы
Цель: заучивание стихотворения детьми наизусть.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с новым литературным произведением;
-продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его и заучивать, используя приём мнемотехники;
Публикация «Заучивание стихотворения С, Я, Маршака „Апрель“ посредством мнемотаблицы» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Заучивание стихотворений. Учим наизусть стихи
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей собственного сочинения
- Темочки
- развивать умение самостоятельно подготавливать мнемосхему (сгибать лист А4 для получения нужного количества «окошек», рисовать в них последовательные ассоциативные картинки к стихотворению);
- систематизировать знания детей о времени года – весна;
Развивающие:
- развивать поэтический слух;
-развивать мышление, память, воображение, внимание;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поэзии;
- воспитывать желание читать стихи наизусть.
Словарная работа: валежник, стужа.
Оборудование: письмо от героя, иллюстрация с изображением героя, портрет С. Я. Маршака, картинки с изображением весны: (март, апрель, май, видеоролик с чтением стихотворения «Апрель» С. Я. Маршака, солнышко из картона, листы А4, простые карандаши.
Предварительная работа: разучивание стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает», составление описательных рассказов о весне, беседа «Признаки весны», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о весне и произведений С. Я. Маршака.
Ход образовательной деятельности
1. Приветствие.
Логопед: - Здравствуйте ребята! Какое прекрасное утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
- Присаживайтесь на стульчики.
2. Мотивационный момент.
Логопед: -Сегодня я пришла на работу и обнаружила письмо от героя одного произведения. К письму он приложил своё фото. Поднимите руку, кто хочет узнать, что же это за герой? (Поднимают).
-Тогда посмотрите на фото и скажите мне из какого произведения этот герой? («Вот какой рассеянный»).
-Как вы это поняли? (У него на голове сковорода вместо шапки, на ногах перчатки вместо сапог).
-Правильно ребята! Это тот самый Рассеянный. А помните ли Вы кто автор этого произведения? (С. Я. Маршак).
- Молодцы! Давайте взглянем на портрет писателя.
Самуил Яковлевич Маршак – известный автор многих произведений для детей и взрослых. Мы с Вами уже знакомы с некоторыми из них:
- Ну теперь давайте прочитаем, что же написал нам герой произведения «Вот какой Рассеянный» (логопед раскрывает письмо).
«Дорогие ребята группы Пчёлки! Мне нужно срочно выучить стихотворение «Апрель» С. Я. Маршака, моего писателя, хочу поучаствовать в весеннем конкурсе чтецов, но вы же знаете, что я такой рассеянный, времени так мало осталось, ничего не успеваю и запомнить стихотворение не могу. Помогите пожалуйста выучить мне стихотворение, чтобы побыстрее!».
-Ох уж этот Рассеянный! Ребята, поможем? (Да).
(Иллюстрацию с героем поставить на подставку или повесить на доску).
3. Актуализация знаний.
-Как называется стихотворение, которое попросил помочь выучить наш герой? («Апрель»).
- А что такое «апрель»? (Весенний месяц).
-А какие вы ещё знаете месяцы весны? (Март, май).
- Кто может назвать по порядку? (Март,апрель,май).
-Повторим хором. (Повторяют).
-А сейчас у нас какое время года? (Весна).
- А какой месяц? (Апрель).
-Видите как у нас всё интересно сходится! Какой месяц закончился? (Март).
- Какой месяц следует за апрелем? (Май).
Д/и «Соотнеси картинки»
Логопед: - Посмотрите на экран и соотнесите картинки с подходящими для них месяцами весны. (Выполняют).
- Умнички! У каждого месяца свои особенности. Поэтому и говорят, что март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Д/и «Найди ошибки».
Логопед: - А теперь послушайте рассказ о весне, который написал наш Рассеянный и найдите в нем ошибки.
Наступила весна. Тает снег, бегут веселые ручейки. Птицы улетают в теплые края. Медведь проснулся в берлоге. Звери меняют свою шубу с тёплой на лёгкую. Лёг в спячку ёж. Почернела трава.
- Что неправильно в рассказе? (Птицы улетают в теплые края осенью, а весной возвращаются; ёж просыпается после зимней спячки, а не ложится спать; трава не чернеет, а вырастает свежая, зелёная).
4. Работа по теме (знакомство с произведением).
Логопед: -Ребята, как много вы знаете о весне! Я думаю, что Рассеянный не зря обратился именно к нам.
- Настало время познакомиться со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Апрель».
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.
- Как называется стихотворение? (Апрель).
- Кто написал стихотворение? (С. Я. Маршак).
-Как автор описывает апрель, о каких признаках говорится в стихотворении? (Звенит капель, бегут ручьи, на дорогах лужи, муравьи выходят после зимней стужи, просыпается медведь, птицы поют песни, расцветают подснежники).
- «Скоро выйдут муравьи после зимней стужи», что означает слово «стужа»? (Сильный холод, мороз).
- Скажем вместе «стужа». (Выполняют).
- «Пробирается медведь сквозь густой валежник», что означает слово «валежник»?
Валежник (валеж, валежный лес) — упавшие на землю в лесу стволы деревьев или их части: сучья, ветви, сухие и гниющие.
- Скажем вместе «валежник». (Выполняют).
- Ребята, это стихотворение веселое или грустное? (Весёлое).
5. Физ. минутка.
Логопед: -Давайте встанем в круг и немного отдохнём.
Вышел дождик на прогулку. (шаг на месте)
Он бежит по переулку. (бег на месте)
Барабанит по окошку, (стучим кулачками)
Напугал большую кошку, (показываем ушки)
Вымыл зонтики прохожих, (держим зонтики)
Крыши дождик вымыл тоже. (руки над головой домиком)
Сразу мокрым город стал, (трясут ладонями, как будто
отряхивают с них воду)
Дождик кончился. Устал. (вытирают пот со лба)
Н. Нищева.
- Теперь предлагаю Вам сесть за столы.
6. Продолжение работы по теме (составление мнемосхемы).
Логопед: -Ребята, что нам с Вами помогает быстро заучивать стихотворение? (Мы его рисуем).
-Умницы! Давайте покажем нашему Рассеянному как можно быстро заучивать стихотворения.
Готовим лист бумаги
Логопед: изобразим стихотворение Самуила Маршака «Апрель». Для начала приготовим «окошки» для наших рисунков, складывая лист бумаги. Посмотрите на мой показ. (Логопед показывает, дети делают параллельно с логопедом).
У Вас должно получится 8 окошек. Посчитаем.
Составляем схему
(Логопед читает стихотворение и вместе с детьми к каждой фразе делает зарисовку. Логопед на доске. Дети у себя на листах).
Примерная мнемосхема.
Чтение стихотворений Дети рассказывают стих
7. Подведение итогов.
Логопед: -Ребята, Рассеянный благодарит Вас за помощь. Он обязательно начнёт готовиться к выступлению. Я думаю, что благодаря нашим урокам у него всё получится!
-Как называется стихотворение, которое мы сегодня разучивали? («Апрель»).
-Кто его автор? (С. Я. Маршак).
-Что нам помогло быстро заучить стихотворение? (Таблица с рисунками).