Мария Нурбобоева
Конспект занятия «Здесь не место для мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата:
Цель: закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе; о проблеме утилизации мусора.
Задачи: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором : умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора.
Закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора; развивать познавательный интерес, логическое мышление, наблюдательность, внимание.
Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.
Публикация «Конспект занятия „Здесь не место для мусора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Учить отгадывать загадки, расширять словарный запас. Продолжать закреплять навыки рисования восковыми мелками.
Развивать навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний, мелкую моторику, любознательность, внимание, воображение.
Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.
Оборудование: 2 контейнера: с чистой водой и с грязной (с элементами травы, палок, бумаги, пакетов, в которой плавает мусор; 3 контейнера с обозначением вида мусора : пластик, железо, бумага; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с цветами, на другом - пожухлая трава под мусором (металлические крышки, пластиковые стаканчики, стекло, целлофан); для эксперимента: одноразовые стаканчики 2 шт., фильтр (воронка с ватой); дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»; интерактивная доска с фото материалом, имитация полянки с разнообразным мусором из разного материала: пластик, металл, бумага, стекло.
Предварительная работа: беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю - Всех я вас приветствую!
- Ребята, скажите, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (отвечают)
- Молодцы! Давайте поставим свои ладошки перед собой. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем. Поделимся нашим хорошим настроением с гостями.
Посмотрите, гости, пришедшие сегодня к нам в группу тоже заулыбались. Это от того, что им от вас передалось хорошее настроение. (проходят и садятся на стулья)
2. Основная часть:
- Сюрпризный момент: на окне висит письмо с посланием.
-Ребята, нам принесли письмо. Давайте отгадаем загадку и узнаем от кого письмо.
- Чтение загадки:
Уверен он в себе, забавный неумейка,
А от природы он врунишка и зазнайка,
А ну-ка угадать скорей его сумей-ка,
Известен коротышка под именем. (Незнайка).
- Зачитывание послания:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка из Цветочного города. В нашем городке большая беда: чистых улиц, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Мы хотим защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей Цветочного города. Самый умный коротыш в нашей сказочной стране Знайка разработал «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но золотые правила пропали, а жители забыли про них. Помогите нам найти «Свод золотых правил» и навести порядок в нашем городе!»
- Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в Цветочный город и помочь найти «Свод золотых правил» и навести там порядок?
- Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
- Ну вот, мы и прилетели.
- Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить одну проблему. У нас на доске есть фотографии леса и реки. Посмотрите на фотографии, что там изображено? (ответы) Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а в другой – вода из речки, в которой был мусор. Чем отличается вода в банках? (ответы) Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения? (ответы)
А теперь понюхайте воду в банках! (ответы)
Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.
Хотели бы вы искупаться в такой речке? (ответы)
- В грязной воде купаться запрещено!
Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? (ответы) Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать.
- Давайте и мы поможем «речке» - очистим грязную воду из банки. (Пропускаем воду с мусором через фильтр)
- Какая сначала была вода? (с мусором, грязная, с песком). А после фильтрации что с ней стало? Она стала чистой! А можно ли её пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)
- А вот и первое правило: «Если чистый водоем, хорошо купаться в нем. Воду вы не загрязняйте, в неё мусор не бросайте!»
- Ребята, когда жители Цветочного города жили по правилам, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, не слышно пения птиц. Давайте продолжим искать правила поведения.
- Посмотрите здесь образцы почвы, на одном поддоне –мини-полянка с сочной травкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор : консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки. Ребята, в чем отличие травы под мусором? (ответы) Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает? (ответы)
-Правильно, ребята! А вот и второе правило поведения: «Мусор на поляне траве расти мешает, из-за него растениям света не хватает. Люди, мусор не бросайте, жизнь растений уважайте! Оставлять мусор нельзя. Не поленимся друзья! Мусор тут в лесу чужой, заберем его с собой».
- Когда жители Цветочного города жили по правилам – они мусор перерабатывали. И мусор не накапливался. Из него получали новые полезные предметы. Прежде, чем выбросить, его
сортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры. Это облегчало его переработку. Правила пропали, жители о них забыли – и, вот результат. Смотрите: перед вами полянка, оставленная жителями после отдыха. Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но… вокруг остались банки, целлофан, железки, склянки!
- Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке. (рассматривают и называют виды мусора)
- Почему нельзя оставлять мусор на земле? (мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы)
На экране фото с загрязненной природой: леса, реки, города.
- Сколько времени бумага и картон будут портить внешний вид нашей планеты? (2 месяца)
Как долго не будет разлагаться алюминиевая банка? (500 лет)
Сколько лет пролежит на земле пластиковая бутылка? (200 лет)
- Давайте подумаем, как мы можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей) Тогда вставайте, будем мусор собирать!
Физкультминутка «Мы по улице идем!»
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два – в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
- Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором : вывозить на свалку или на завод? Почему? (на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)
- Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, вода…
- Молодцы! А вот и третье правило: «Каждую бумажку, бутылку, жестянку
Надо в отдельный контейнер кидать.
Только когда осушив эту свалку,
Мы ощутим чистоты благодать!»
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»
- Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка. Посмотрите на карточки, где нарисованы баки.
А у кого во дворе есть такие баки?
- Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры не очень большие. Как же поступить? А вот и подсказка – четвертое правило: «Мусор целым не бросайте. Его объемы уменьшайте,
Если можно, измельчайте!»
- Как много мы с вами узнали! Давайте вспомним где мы были, что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она оставалась чистой. ( ответы ребят: скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; надо всем учиться сортировать мусор из разного материала; уменьшать его объем; перерабатывать мусор, чтобы он не накапливался; надо беречь и охранять природу и т. д.)
- Правильно, ребята! И напоминать об этом своим родителям, своим друзьям и знакомым. А сейчас давайте обратимся к жителям Цветочного городка с призывом в виде стихотворения Максима Усачева «Мусорная фантазия». (дети рассказывают стихотворение)
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки.
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты---
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?.
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
- Ребята давайте, и мы сделаем полезную вещь. Нарисуем экологический знак, предупреждающий о том, что нельзя, мусорить, где попало, и раздадим эти знаки жителям Цветочного города. Чтобы они больше не теряли «Свод золотых правил» поведения на природе.
Раздаются восковые мелки и заготовки эмблем. Воспитанники рисуют любое правило, которое им больше понравилось.
3. Итог:
- А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой.
(проводится повторно физкультминутка «Воздушный шар»)
- Молодцы! Помогли найти потерянные правила поведения на природе, почистили реку, собрали и рассортировали весь мусор. Сегодня вы, научились не просто сортировать мусор, вы научились беречь природу, ее богатства! Теперь у жителей Цветочного города будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут.
Посмотрите, какой красивый город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города).
Вам понравилось наше путешествие и спасение Цветочного городка? А что понравилось больше всего на занятии? В следующий раз мы узнаем еще много интересного про то, как мы можем спасти природу от мусора.