Нурия Фазлова
Здоровьесберегающая деятельность во взаимодействии ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст считается важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность во взаимодействии ДОУ и семьи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие абсолютно здоровых детей нет. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Поэтому основной задачей детского сада является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, давая ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, папки- передвижки, беседы.
В ДОУ используются различные формы физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Важно уделять особое внимание проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости, которые способствуют формированию привычек здорового образа жизни.
Во время прогулки ребёнок реализует свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра-ведущий вид деятельности дошкольника. Она помогает ребёнку закреплять и совершенствовать двигательные навыки и умения, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Для поднятия эмоционального и мышечного тонуса детей ежедневно проводится утренняя гимнастика под музыку. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии предусматривают, в перерывах между занятиями, проводить двигательные разминки, целью которых является предотвращение развития утомления у детей, снятие эмоционального напряжения в процессе НОД, что способствует более быстрому восприятию программного материала. С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Кроме того в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют упражнения обще-развивающего воздействия из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
Важная роль в сохранении здоровья детей принадлежит семье. ДОУ и семья ребёнка - это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями в ДОУ создано единое пространство развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.
Нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.
Первая школа воспитания — это семья. Но очень часто свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому задача педагога помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.
Для успешной работы с родителями мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми, тестирование, посещение на дому. Кроме того проводим консультации на самые разнообразные темы, например: «Алкоголь и потомство», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.
Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Вместе с родителями проводятся недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Папы могут все на свете», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Дружная семейка» и другие.
В нашем ДОУ педагоги вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле — здоровый дух», «В стране здоровья», и др. Родители принимают участие в различных конкурсах, например: «Наша семья — за здоровый образ жизни», где рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают. По итогам конкурсов проводятся выставки. Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.
Список литературы
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
Н. С. Голицына, И. М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Москва. Издательство «Скрипторий 2003» 2008
М. Н. Кузнецова «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1999.
Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2002.
Шумихина Ю. В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
Д/В № 7 – 95 г. стр. 70 статья «Мы здоровы».