Галина Коденцова
«Зимние посиделки». Конспект НОД в мини-музее кукол
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы.
Задачи:
-познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
-учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены;
-развивать интерес к старинным и современным игрушкам;
-закрепить знания по соблюдению правил техники безопасности в работе с ножницами, бумагой, клеем;
-развить воображение детей и поддержать проявление их фантазии;
-воспитывать бережное отношение к игрушкам;
Публикация «„Зимние посиделки“, Конспект НОД в мини-музее кукол» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Посиделки
- Темочки
-воспитывать в детях отзывчивость, стремление помочь, желание доводить начатое дело до конца.
Оборудование: магнитная доска; силуэты платьев, вырезанных из картона, картонная кукла Снегурочки, иллюстрации платьев, материал для украшения платья.
Место проведения: групповая комната, мини-музей «Кукольный городок».
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
- Давайте поздороваемся друг с другом и с гостями.
- Готовы трудиться?
Тогда за работу.
- Сегодня, я хочу начать наше занятие вот таким стихотворением:
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
- Ребята вы любите играть в игрушки? Из каких материалов сделаны ваши игрушки?
- А вот в старину ребятишки могли только мечтать о таких чудесных игрушках как у вас. Их игрушки были просты. Чаще всего игрушки мастерили сами родители. И вот сегодня я приглашаю вас в музей кукол.
- Вы знаете, что такое музей?
- Напомните, как себя ведут в музее?
- Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена? Тогда начинаем нашу экскурсию.
- Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом?
- Давным- давно, когда у детей не было таких игрушек как сейчас, игрушки им делали сами родители из различного материала. И даже простое полено превращалось в куклу Катю. В такие куклы играли деревенские дети.
- Посмотрите, из каких еще материалов сделаны куклы. Из чего сделана эта кукла? (воспитатель показывает куклу из соломы)
- Эта кукла сделана из соломы. Солому сначала собирали, затем варили, чтобы она была мягкая и блестящая. Затем ее скручивали, перевязывали ленточками и украшали. - А вы знаете, что куклы в старину и по хозяйству помогали. Во многих домах была вот такая кукла. Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть. Как вы думаете, что у этой куклы внутри?
- Эту куклу называли «Каша» или «Крупеничка». Туловище этой куклы шилось в форме мешочка, в который засыпалась крупа, потом пришивались руки и мастерился сарафан.
- А когда детишкам надоедало играть «Крупеничками», они собирались все вместе и играли в хороводные игры. Давайте и мы поиграем в такую игру, которая называется «Кружок».
Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево,
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко,
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся,
И похлопаем в ладоши.
А потом опять направо…
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе).
- Хорошо поиграли и теперь продолжаем нашу экскурсию по музею.
- Посмотрите, как много кукол лежит в кроватке. Из чего они сделаны?
- Куклы, сделанные из лоскутков и ткани называются тряпичными. Куклы были разные: «пеленашка», «скрутка», «малышок-голышок». При изготовлении этих кукол нельзя было использовать ножницы и иголку. Кукла должна была сохранять тепло и ласку родных рук. Все эти куклы были без лица. Люди верили, что кукла – оберег отпугивает недобрых людей и болезни. К этим куклам относились очень бережно, дети очень любили с ними играть.
- А еще дети их укладывали спать и пели колыбельные песни.
- А вы знаете колыбельную? Давайте споем ее для кукол и покачаем их на руках.
- Куколки уснули, давайте положим их в кроватку и продолжим нашу экскурсию.
- А про следующую куклу я вам предлагаю послушать загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …матрешка.
Да, это всем знакомая матрешка. Матрешку начали делать не так давно. Русские мастера выточили из дерева фигурки, которые вкладывались одна в другую. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике и платочке. Игрушка состояла из восьми фигурок.
Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название «матрешка». Самую маленькую куколку делают самую первую. Когда малышка готова мастер приступает к изготовлению второй куклы. А когда куклы готовы, к работе приступают художники. Матрешки очень нарядные.
- Какие узоры украшают матрешек?
- Матрешки до сих пор всеми любимы. Матрешка является самым популярным сувениром. А сейчас я предлагаю поиграть с матрешками.
Проводиться игра «Кто быстрее соберет матрешку».
- Вот какая интересная кукла – «матрешка». Какую еще куклу вы здесь видите?
- Неваляшка и как ее еще называют «Ванька - встанька». Произошла от матрешки. Первая неваляшка была сделана из древесно – бумажных масс. Во внутрь игрушки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение. Сейчас неваляшки делают из пластика. Неваляшка еще и музыкальная игрушка. Давайте попробуем ее покачать. Малыши очень любят играть с неваляшкой. Как вы думаете, почему?
- А вот коллекционные куклы из фарфора и в национальных костюмах. Как вы думаете, для чего предназначены эти куклы?
- Шли годы и в городах появлялись заводы и фабрики по производству кукол. Кукол начали делать из разного материала. Вот здесь стоят современные куклы. Из каких материалов они сделаны?
- Все куклы красивые. Одна краше другой.
- А еще в нашей коллекции есть куколки вот такие. (бумажные)
- Из чего они сделаны? Давайте рассмотрим их.
- Посмотрите, куколки все разные, а одежда для них вся белая почему-то. Мне кажется, что она не очень красивая.
- Ребята, а давайте украсим платья для бумажных куколок.
- Проходите в мастерскую. Давайте посмотрим, что нам понадобиться для оформления платьев.
- Но прежде чем мы приступим к работе, подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Пальчик мальчик, где ты был?
Где ты с братцами ходил?
С этим я в снегу валялся,
С этим с горочки катался,
С этим по лесу гулял,
С этим я в снежки играл.
Все мы пальчики друзья,
Где они там и я.
- А теперь приступим к работе.
Практическая деятельность.
- Ребята, сначала разметим детали. Затем нанесем клей и посыпаем кусочками пряжи. Выбирайте цвет, который вам нравится. Будьте аккуратны.
- Какие красивые платья у нас получились,
Славно мы потрудились- давайте отдохнем,
Встанем- глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз, потом поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
- Молодцы, я уверена, что платья очень понравятся куколкам. Когда платья высохнут, мы нарядим в них бумажных кукол и они займут особое место в нашем музее.
- На этом наша экскурсия в музей кукол заканчивается. Вам она понравилась?
- Какая кукла вам запомнилась?
- Вам понравилось, как работали ваши друзья?
- Ребята, мне понравилось с вами рассматривать кукольный музей, я надеюсь, что нас с вами пригласят и в другие музее нашего детского сада.