Татьяна Королёва
Непосредственная образовательная деятельность «Зимняя сказка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, практическая, музыкальная-художественная.
Задачи интегрируемых образовательных областей :
- обогащать музыкальный кругозор, музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Зимняя сказка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- углублять представления о средствах музыкальной выразительности: музыкальный образ, темп в музыке, ритмичность мелодии.
- расширять словарный запас.
- развивать фонематический слух (ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие, вокально-хоровые навыки;
- развивать воображение, логическое мышление, творческие способности;
- развивать тактильно-двигательную активность, координацию движений, умение согласовывать свои движения с музыкой.
- воспитывать желание познавать музыкальную культуру, воспитывать музыкальный вкус,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Методические приемы.
1. Сюрпризный момент.
2. Словесные (беседа, повторное проговаривание, речевой образец, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос).
3. Игровые (проблемная эмоционально-образная ситуация, дидактические задания, игровые упражнения).
4. Наглядные (мультимедийная презентация).
Оборудование: мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук, акустическая система, беспроводная мышь; мультимедийная презентация со звуковыми эффектами; мольберт, листы для рисования, гуашь, кисть, салфетки, конверт с письмом
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная - музыкально – ритмические движения «Широкий круг»;
Игровая - Логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири».
- Упражнение на дыхание «Аромат»
- игра «Догони зайчика»
Художественно-эстетическая - пение «Саночки»
- пение «Почему медведь зимой спит»
-слушание произведение «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского
- рисование «Нетрадиционная техника»
Коммуникативная - беседа: «Анализ музыкального произведения»;
- художественное слово «Чародейкою зимой околдован лес»
- самооценка собственной деятельности (рефлексия)
Познавательная - обогащение словарного запаса детей.
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в нашем зале.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центр круга соберемся
И на место все вернемся,
Все друг другу улыбнемся!
Все в сборе - дети, взрослые -
Мы можем начинать,.
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли, гости, давайте их тоже поприветствуем.
Садимся на стульчики.
Дети приветствуют педагога и гостей. Дети проявляют доброжелательность, приветливость; сформировано представление о культуре поведения, порядке и способах приветствия старших.
Сюрпризный момент, мотивация детей
Ребята, сегодня утром мне принесли письмо. Давайте узнаем от кого оно?
Здравствуйте, дорогие мои ребята! Недавно я смотрела фотографии с Новогодних праздников и так по вам заскучала. Приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес.
С уважением «Бабусенька – Ягусенька».
Ну как ребята? Вы согласны отправиться в гости? А как вы думаете, где живёт Баба Яга? А вам не страшно? Тогда я предлагаю отправиться в сказочный зимний лес! А как можно добраться до леса?
Основная часть:
Ну как ребята? Вы согласны отправиться в гости? А как вы думаете, где живёт Баба Яга? А вам не страшно? Тогда я предлагаю отправиться в сказочный зимний лес! А как можно добраться до леса?
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и узнаете, на чём мы поедем в лес.
Все лето они стояли,
И зимы ожидали.
А как только дождались поры,
Быстро помчались с горы.
(санки)
Но прежде чем отправляться, нужно потеплее одеться.
Очень холодно зимой (скрестив руки,
Но мы пойдём гулять с тобой (топают).
Мы оденем кофты, тёплые штаны,
Шапки, шубы, валенки,
Варежки, шарфы.
Ну, вот и всё - готовы мы!
Пора отправляться в лес. Я думаю, что впереди нас ждут приключения и испытания. Поэтому мы должны быть дружными, смелыми и вежливыми. Все готовы?
А чтобы было веселее, возьмём в дорогу песенку.
Песня «Саночки»» (Муз. А. Филиппенко, сл. Волгиной) 1-ый и 2-ой куплеты.
Вот мы и приехали! Вы только посмотрите вокруг!
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Посмотрите, какие красивые снежинки кружатся в воздухе. Давайте послушаем про них стихотворение.
Снежинки танцуют, летают, кружатся,
На солнце в морозный денёк серебрятся.
Ажурные платья, резные косынки.
Волшебное зимнее чудо – снежинки.
Как красиво описывают зиму поэты в своих стихах, художники - на картинах, а композиторы - музыкой.
Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку для снежинок, которые танцуют в балете «Щелкунчик».
Слушание - отрывок «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.
Какая музыка была по характеру?
(нежная, светлая, мягкая, блестящая, сверкающая, легкая, волшебная, воздушная, изящная).
Расскажите, снежинки, какие они?
(лёгкие, белые, мягкие, блестящие, изящные, сверкающие, маленькие, пушистые, весёлые, серебристые)
А всегда ли музыка была одинаковой?
Музыка звучит отрывисто, тревожно. В музыке слышно, как ветер кружит снежинки. Кажется, что снежинки падают и сверкают, переливаются, блестят.
А что хочется делать под эту музыку?
А как вы думаете, какой танец танцевали снежинки? (Вальс).
А как бы вы назвали этот вальс? А Петр Ильич Чайковский назвал это произведение «Вальс снежных хлопьев.
А что такое хлопья? (несколько снежинок слипаются вместе).
Итак, что мы с вами сейчас прослушали?
Композитор нам нарисовал картину сказочного леса, в котором идет снег, ветер их кружит в танце, они мелькают, сверкают, искрятся. а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятенное, но одновременно и светлое.
Музыка стихла, и в нашем сказочном лесу стало тихо. А какой замечательный морозный воздух: свежий, чистый, прохладный. Снежинки опускаются на землю.
Упражнение на дыхание «Аромат» Е. Макшанцевой.
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла, засверкала.
Холодная, белая, нежная, нежная
И такая красивая. она ведь - снежная.
Глубокий вдох («нюхаем» снежинку, не выдохе произносим слово
«А-ро-мат».
Упражнение выполняется несколько раз.
Холодно зимой в лесу. Не слышно весёлого щебетанья птиц. Посмотрите на экран, какие птицы сидит на ветках? (Снегири)
Логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири».
Вот на ветках, посмотри (дети качают руками над головой).
В красных майках снегири (повороты туловищем,
Распустили пёрышки (частые потряхивания кистями рук,
Греются на солнышке (прыжки на двух ногах,
Головой вертят (повороты головы,
Улететь хотят! (бег на месте с махами рук).
Подождите, снегири! Не улетайте! Дети, давайте угостим птиц. А чем кормят птиц? А что мы делаем в саду, помогая птица в зимнее время? (вешаем кормушки и приносим зерна).
Достаю кормушку.
Ну, что ж, идем дальше?
Зимой в лесу снег лежит глубокий, чтобы шагать по такому снегу, надо высоко поднимать колени и идти след в след, чтобы не провалиться в сугроб.
Дети идут под музыку друг за другом осторожным шагом.
Все подходят к «сугробу-домику» зайчат.
Посмотрите, какой сугроб. Чей же это домик? А ну-ка, угадайте:
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь.
С длинными ушами. (Заяц)
Скажите, а как зайцы к зиме готовятся? (меняют шубку - она становится белой. Так зайчик не заметен на снегу и ему легче спрятаться и убежать от хищников: волка и лисы).
А впадают ли они в зимнюю спячку? (Зимой зайцы не спят).
Игра «Догони Зайчика» Е Тиличеева.
Делают ли зайцы себе запасы пищи? (Нет, не делают). А тогда чем же они питаются зимой? (Корой деревьев, сухой травой, корешками, добывая всё из-под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчатам. Какому угощению они обрадуются?
Ребята, посмотрите, пока мы с вами догоняли зайчика, попали в березовую рощу и чтобы в ней не заблудиться, мы с помощью попевки «Небо синее» проложим себе дорожку, для этого мы сначала все вместе ее споем и прохлопаем ритмический рисунок (дети хлопают вместе с педагогом).
А теперь ритмический рисунок попевки передадим шагами.
Будем шагать по всей поляне, и протаптывать новые тропинки. У каждого должна быть своя дорожка.
(дети исполняют попевку «Небо синее» и шагами передают ритмический рисунок)
Ребята, посмотрите, сугроб, кто же там может быть?
Все тропинки, все дорожки
Белым снегом замело.
А у Бурого в берлоге
Тихо, сухо и тепло.
Над берлогой пар струится-
Лежебоке лето снится.
Догадайся и ответь -
Кто в берлоге той? (Медведь)
Ребята, а как вы думаете, сейчас, зимой, мишку можно будить? (Нет, зимой медведя тревожить нельзя, потому что он впадает в спячку.)
Ребята, а давайте нашим гостям и расскажем, почему медведь зимой спит.
Песня «Почему медведь зимой спит».
Весной, когда медведь выйдет из спячки, он будет очень голодный, совсем без сил, давайте оставим ему угощенье. Думаю, он очень порадуется нашему сюрпризу. А какое угощенье его больше всего обрадует?
Ну, что ж, пойдем дальше. Не замерзли? Пойдем так, как подскажет нам музыка.
«Шаг и бег» Ф. Найдененко.
Посмотрите, мы пришли к сказочному домику. Как вы думаете, что это за домик? Кто в нём живёт? А кто знает волшебные слова, чтобы избушка к нам передом развернулась?
(Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом)
Давайте мы с вами ей поможем. Изобразим своими голосками скрип избушки.
Выходит Баба. Яга
- Здравствуйте мои дорогие!
Как я рада, что вы ко мне приехали. Не устали в пути? Как добирались, расскажите, мне бабулечке, кого видели? (рассказ детей).
Понравилось вам в зимнем лесу?
А на память об этом путешествии я хочу вам подарить волшебные картинки. А в чем их волшебство вы узнаете, когда вернетесь в детский сад.
И чтобы ваш обратный путь был не такой долгий, я вам помогу, ведь я же могу творить чудеса!
Закрывайте глаза, и кружитесь. «Раз, два, три, ветры зимние прилетите, детей в детский сад унесите!».
Вот мы и в детском саду. Давайте сядем за столы и посмотрим, что же волшебного в картинках от Бабы Яги.
Объяснение способа рисования.
А теперь, ребята, давайте приступим к работе (дети работают под музыку, смотрим, что получилось).
Давайте эти снежинки подарим их нашим гостям с пожеланиями всего доброго, теплого, сказочного.
Итог:
- Дети, наше занятие подходит к концу. Скажите, какое задание было самым интересным? А, какое, показалось вам трудным?
- Давайте и мы улыбнёмся друг другу, ведь вы сегодня все славно потрудились, Ребята, посмотрите, какой снежный ком к нам прикатился.
Ой, а там что-то есть. Это от меня вам сладкие снежные комочки, в память о нашем путешествии.
Большое спасибо вам за путешествие!
- До свидания, ребята. До свидания! (Пою) Дети проводят рефлексию: называют сложные и легкие моменты, и то, что было самым интересным.
Под музыку дети выходят из музыкального зала.