МААМ-картинки

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Елена Алексеевна Русина
Конспект занятия «Зимующие птицы»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Уточнить представление роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Задачи:

-воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах

Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах

-уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах;

-развивать связную и диалогическую речь; формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом;

- образовывать слова с помощью суффикса - онок-; -енок-;

-развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К. Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая»,, Гадкий утёнок», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк», Г. Снегирев «Рассказы о птицах»

Наблюдение за птицами в природе. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Филин».

Рекомендации родителям: посетить зоопарк, наблюдать за птицами, соблюдать правила поведения на природе.

Ход занятия

1. Актуализация знаний.

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

-А как вы догадались? (тело птицы покрыто перьями, птица имеет две лапы, два крыла, имеет клюв, умеет летать)

Проблемный вопрос - Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? птицах.)

- Скажите, все ли птицы живут с нами круглый год? (Нет, одни остаются, другие улетают, а третьи, наоборот, к нам прилетают)

-Скажите, каким словом называют птиц, которые улетают? (Перелетные)

- А тех, которые на зиму остаются? (Зимующие)

3. Основная работа. Отгадайте загадки и найдите соответствующие картинки.

1) Озорной мальчишка

В сером пиджачишке

По двору шныряет,

Крошки собирает (Воробей)

2) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

3)Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её … (Ворона)

4)Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

5)Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это?. (Снегири)

6)Хоть я не молоток по дереву стучу, в нём каждый уголок обследовать хочу, хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

7) Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

-Назовите оставшихся птиц. (Перелетные)

- Что вы знаете об этих птицах? Ответы детей.

Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.

Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».

Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.

Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище.

- Какую пользу приносят птицы? (они спасают нашу природу, лечат природу).

-Зимой всем зверям и птицам холодно и еды мало. Как вы помогаете птицам зимой? (Сделать кормушки и кормить птиц)

-Чем можно подкармливать птиц? (Крошками хлеба, зернышками, семечками, пшеном, не соленым салом. (Достаю кормушки). Давайте насыплем корм в кормушки.

-Давайте послушаем стихи о птицах, которые вы выучили.

- Игра «Назови птенца». Называю маму-птицу, а дети должны назвать ее птенца. ( Например: Ворона – вороненок, сова – совенок, кукушка – кукушонок, сорока – сорочонок, аист-аистенок, курица- цыпленок).

- Игра «Что лишнее?» Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете. (Петух - домашняя птиц, жар-птица - сказочная).

- Вспомните, в каких сказках встречаются эти птицы?

- Игра «Собери картинку». Дети разделены на группы. Задание: собрать картинку из пазлов и назвать птицу. 1 группа- утку, 2 группа –сова.

Физкультминутка «Птички»

-Если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – машете руками. Будьте внимательны!

(Ворона, ласточка, воробей, стриж, сова, сорока, цапля, голубь, лебедь.)

Исследование:

-Предлагаю вам рассмотреть и потрогать птичьи перья: пуховые и маховые. Чем перышки отличаются друг от друга? (Маленькое перышко называется пуховым. Оно пушистое и теплое. Растет прямо на тельце у птички: на животике, головке, эти перышки греют птичку. А длинное перо – маховое, оно помогает птице летать. Маховое перо легкое и растет оно на крыльях и хвосте)

- А вот посмотрите, что у меня в руках? (Веер). Для чего он нужен?

- Похож веер на хвост и крылья. (Действительно, веер похож на крыло или на хвост птицы. И когда птица взлетает, она – раскрывает, крылья и перышки расправляются и помогают птице опираться на воздух и лететь. А на земле раскрытые крылья мешают птице, поэтому она складывает крылья. Ребята, а вам хотелось бы летать, как птицы? Человек издавна мечтал летать, как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов. Какие вы знаете? (самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, дирижабль).

-Ребята, мы люди и должны беречь не только птиц, а все живое на планете. Давайте в заключении мы споем песню «Не дразните собак», приглашаем гостей к нам присоединиться.

Рефлексия: О каких птицах мы с вами говорили? Что вам больше понравилось на занятии?

Публикации по теме:

День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы»День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы» 15 января – День Зимующих птиц Проект «Зимующие птицы». Цель: уточнение и расширение представлений у детей о зимующих птицах нашего края;.

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Зимующие птицы»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 09:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД