Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении

Валентина Бабошкина
Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении

«Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении».

Цель: Обогатить знаниями воспитателей о значимости музыкально – дидактических игр в музыкальном развитии детей.

Задачи:

1. Раскрыть значимость музыкально – дидактических игр в развитии детей.

2. Расширить знания воспитателей о приемах, средствах, которые способствуют выработке музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей детей.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. С этой целью в своей работе я использую музыкально – дидактические игры, которые, воздействуют на ребенка комплексно, тем самым, расширяют музыкальное восприятие в целом. Ценность этих игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике. Данные игры являются одним из любимых видов детской музыкальной деятельности.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны и красочно оформлены.

Можно выделить пять видов музыкально - дидактических игр:

1. Игры на восприятие высоты звуков. (Задача этих игр научить детей различать звуки по высоте).

2. Игры на развитие ритмического чувство.

3. Игры на развитие тембрового слуха. (В младшей группе дети определяют звучание- пианино, барабана, погремушки. В средней - к этим инструментам добавляются металлофон, колокольчик. В старшей – звучание р. н. инструментов: баяна, балалайки, стук деревянных ложек. В подготовительной группе- знакомятся с инструментами оркестра, определяют духовые и струнные инструменты).

4. Игры на развитие динамического слуха. (В младшей группе- учатся различать только контрастные оттенки: громко – тихо. В старшей группе- громко, умеренно громко, тихо. В подготовительной- громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. То есть идет постоянное усложнение.

5. Дидактические игры на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества, на развитие представлений о характере музыки, на закрепление знаний о жанрах.

Усвоение музыкально - дидактических игр происходит в три этапа:

1. Этап - знакомство с игрой на музыкальном занятии - содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями, то есть учатся играть.

2. Этап - перенос полученных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. На этом этапе основная роль в организации и проведении музыкально – дидактических игр принадлежит воспитателю. Рассмотрим более подробно третий этап, так как здесь основная роль отводится воспитателю. Роль педагога на этом этапе - активная. Он - участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость правила игры, предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в выполнении задания.

3. Этап - самостоятельно используют музыкально - дидактические игры в свободной деятельности. Здесь воспитатель выступает в роли - организатора следит, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте.

Какая же польза от музыкально - дидактической игры?

А в том, что она способна доставить ребенку немалое удовольствие, наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);

- имеет возможность выражать свои эмоции;

- имеет возможность двигаться;

- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса. (Взаимодействие)

2. Практическая часть.

«Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.

Поэтому я предлагаю вам, попробовать самим проиграть в музыкально - дидактические игры. В своей практике, в развитии музыкальных способностей детей, я использую:

1. Музыкальные театрально - дидактические игры. Здесь совершенствуются нравственно-коммуникативные качества, музыкально - творческие способности, психические процессы.

(на закрепление одноимённой народной сказки «Руковичка»)

Возраст участников: 4-5 лет.

Главные герои: Рукавичка, Мышка- норушка, Зайчик- попрыгайчик, Лисичка- рыжая сестричка, Волчок- серенький бочок, Медведь- много реветь, Собачка, Девочка - хозяйка Рукавички.

Материалы и оборудование: рукавичка-перчатка для Рукавички, маски-ободки для остальных героев, музыкальный центр.

Программное содержание:

1. закреплять знания об украинской народной сказке «Рукавичка»;

2. активизировать речевой аппарат детей;

3. развивать метроритмическое чувство, тембровый и звуковысотный слух;

4. развивать внимание, память и координацию;

5. воспитывать бережное отношение друг к другу.

Ход музыкальной игры:

Герои выбираются заранее по считалочке. Все дети, кроме Рукавички, рассыпаются «горошком» по всему залу. Рукавичка стоит перед детьми и поёт свою грустную песенку:

Где ж моя хозяюшка?

Где же моя милая?

Рвут меня на частюшки

Зверюшки - лесные. (Рукавичка подходит к Мышке и спрашивает её):

Руковичка: Ты моя хозяюшка?

Мышка: Нет, я — Мышка-норушка.

Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.

Мышка: Не печалься — давай лучше станцуем!

(Рукавичка и Мышка танцуют, Рукавичка подходит к Зайке- спрашивает:

Руковичка: Ты мой хозяин?

Зайка: Нет, я — Зайчик-попрыгайчик.

Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.

Зайка: Не печалься — давай лучше станцуем!

Рукавичка и Зайчик танцуют. Рукавичка подходит дальше к Лисе и спрашивает:

Руковичка: Ты моя хозяюшка?

Лисичка: Нет, я — Лисичка-рыжая сестричка.

Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.

Лисичка: Не печалься — давай лучше станцуем!

Рукавичка и Лисичка танцуют. Рукавичка далее подходит к Волку.

Руковичка: Ты мой хозяин?

Волк: Нет, я — Волчок-серенький бочок.

Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.

Волк: Не печалься — давай лучше станцуем!

Рукавичка и Волчок танцуют. Рукавичка подходит к Медведю.

Руковичка: Ты мой хозяин?

Медведь: Нет, я — Медведь-много реветь.

Руковичка: А меня моя хозяйка потеряла.

Медведь: Не печалься — давай лучше станцуем!

Рукавичка и Медведь танцуют. Рукавичка в отчаянье спрашивает:

Руковичка: Где же моя хозяюшка?

Девочка: Я здесь! — отвечает Хозяйка.

Можно всем действующим героям образовать малый круг.

Общий заключительный танец.

2. Музыкальная наглядно – дидактическая игра. Компьютер и Интернет могут стать помощниками для воспитателей в организации музыкально – дидактических игр. Во-первых, компьютер может заменить музыкальные инструменты. Во-вторых, Интернет – это источник дидактической информации и идей. Хочу представить:

- ритмическая игра: «На лесной полянке» для средней и старшей группы.

- На развитие звуковысотного слуха: «Семья» для младшего возраста.

- музыкальный квест: «Найди сокровище» - для подготовительной группы. (Шаг за шагом решить музыкальные задания, переходя к следующему этапу).

Так что же такое музыкально – дидактические игры? (ответы участников). Музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания. Это интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе, которые способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, общему музыкальному развитию ребенка.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается.

Роль дидактических игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток.

Ценность дидактических игр при физическом развитии ребенка Ценность дидактических игр при физическом развитии ребенка. инструктор по физической культуре: Изотова Л. Г. (Как Вы думаете, в чём заключается.

Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста Из опыта работы. Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста» Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника» Консультация для воспитателей ДОУ Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника В дошкольном.

Консультация «Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников»Консультация «Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников» Значение дидактических игр в математическом развитии дошкольников. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра.

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Основные виды музыкально-дидактических.

Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Значение пальчиковых игр и упражнений в развитии речи ребенка Еще древнее китайское учение утверждало, что упражнения, выполняемые руками, увеличивают мозговую активность человека. Ловкая и слаженная.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка и роль воспитателя в их проведении
Опубликовано: 7 мая 2018 в 20:24
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...