МААМ-картинки

Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков

татьяна кондратенко
Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков

"Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков"

Хочу поделиться моим опытом работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Основанием для выбора направления работы: "Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков"

Публикация «Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков» размещена в разделах

послужили результаты диагностики развития певческих навыков по методике в начале 2009 – 2010 учебного года, где было выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков : большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети застенчивые, робкие, с замедленной речью и слабой памятью.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. При этом музыкант-практик большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В. Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова - научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта. Исходные позиции его методики предполагают использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и чётко выразить действия ребёнка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В. Емельянова и упражнения на развитие напевности Д. Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. «До» - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

2. «Ре» - развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

3. «Ми» - формирование певческих навыков;

4. «Фа» - развитие исполнительского мастерства;

5. «Соль» - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

6. «Ля» - усвоение навыков хорового пения;

7. «Си» - развитие детского песенного творчества.

Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребенка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей

Вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.

Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития : интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности : восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

1. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности.

2. Музыкальная игра – самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности.

3. Музыкальная игра – самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности.

Музыкальные игры таят в себе большие возможности. По моему мнению, в игре у детей возникает три цели: удовольствие от игры – «Хочу», выполнение правил игры – «Надо», творческое выполнение игровой задачи – «Могу», таким образом, складывается основной механизм игры; «Хочу! Могу! Надо!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребё нок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Музыкальные игры различны по задачам. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности, другие — на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке).

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Образовательные:

• обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

• формирование умственных умений и действий.

Развивающие :

• познавательную активность;

• устойчивый интерес к действию;

• саморегуляцию и самоконтроль;

• внимание, память, мышление;

• ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

• воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

• эстетическое отношение к окружающему;

развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Коррекционные:

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм,координации движений и нормализация их темпа и ритма;

формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

• укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

развитие моторики : общей, мелкой, артикуляционной;

развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

развитие быстроты двигательной реакции

Выделяют три группы музыкальных игр.

• Первая группа - игры на развитие внимания.

• Вторая группа - игры на развитие памяти.

• Третья группа - игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой группы развивают свойства внимания : наблюдательность, длительность, устойчивость, переключение, распределение, быстроту двигательной реакции, фонематической и речевой слух.

Игры второй группы осуществляют развитие разных видов памяти : зрительную, двигательную, образно- слуховую, музыкальную; формируют процессы запоминания, сохранения информации и удержания в памяти, воспроизведения в памяти.

Игры третей группы содействуют развитию умственных действий- сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.

По форме проведения игры подразделяют на:

• статические (стоя или сидя, развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий);

• игры с движением (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности);

• речедвигательные игры (развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма);

• ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность);

• игры-загадки (развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям);

• игры-забавы (побуждают к творческой активности, инициативе);

• игры-песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания);

• игры-шутки (активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений);

• артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти).

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, происходит объяснение её содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором - идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем - осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.

При отборе содержания музыкальных игр важно использовать художественные музыкальные произведения, в которых ярко прослеживается интонационная и ритмическая выразительность, эмоциональная амбивалентность, динамичность развития музыкального образа, его привлекательность для ребёнка. И конечно главным условием является соответствие музыкального репертуара возрасту

Форма протекания музыкально-игровой деятельности ребёнка определяется ее типом (воспроизводящая или творческая деятельность). Воспроизводящая деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети упражняются в каком-либо умении.

В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свои варианты и способы действий. В исполнительской деятельности дети зачастую комбинируют элементы воспроизводящих и творческих действий и используют такие формы, как игра с пением, игры, дополненные собственными вариантами, импровизированные ансамбли и т. д.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами и словами игры. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов.

Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.

Публикации по теме:

Игровое распевание, как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы ФГОС, где основной задачей является.

Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ.

Картотека игр и упражнений для развития речи дошкольника Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку.

Консультация для родителей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста» Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Маленький ребенок.

Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста» В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

Консультация для воспитателей «Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников» Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников. Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое.

Методическая разработка «Игры-упражнения для развития певческих навыков у дошкольников» 1ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Методическая разработка Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности.

Методическая разработка «Упражнения для развития вокально-хоровых, певческих навыков у дошкольников» Пение -наиболее доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста Пение развивает музыкальный слух, память, чувство.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

Роль музыкальных игр в развитии коммуникативных навыков Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка. Чтобы быть успешным в современном обществе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение музыкальных игр и упражнений для развития певческих навыков
Опубликовано: 12 октября 2018 в 17:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД