Получи документы

«Знакомство детей с художественной литературой через произведения С. Маршак. «Как читать ребенку?» (советы родителям)

Чижова- Cоложенцева Ольга
«Знакомство детей с художественной литературой через произведения С. Маршак. «Как читать ребенку?» (советы родителям)

Книга – источник знаний, источник радости для детей. Самый маленький ребенок тянется к книжке с картинками. Книжка раскрывает перед ним чудесный мир, увлекает его своим содержанием, помогает воспитанию чувств, характера, отношения к людям и явлениям окружающей жизни. Книжка для ребенка – дошкольника должна быть интересной и занимательной. Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное» Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Публикация «„Знакомство детей с художественной литературой через произведения С, Маршак, „Как читать ребенку?“ (советы родителям)» размещена в разделах

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Чем моложе маленький читатель, вернее слушатель, тем чище, проще должен быть язык, яснее, звонче стих, выразительнее образ. О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию-так велик его вклад в современную поэзию, в детскую литературу. «Именно на игре слов, - писал Горький, - ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что фиолологически называют «духом языка».

То, что Маршак писал для самых маленьких, необычайно действенно. Динамичны сюжет, композиция, сам ритм стихов. Стихи с быстрым, бегущим темпом. Считалочки произносятся без запинки, единым духом. Они сродни игре и часто служат ее началом. Хорошо знакомо детям звонкое, веселое, озорное стихотворение «Мяч» с выразительным концом:

Там

Попал

Под колесо,

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и все

Ритм стихотворения как бы передает короткий и быстрый стук мяча. Образ, данный в стихотворении, настолько ощутим, что оно не случайно пользуется любовью детворы. Дети часто сопровождают им игру. Отчетливые строки «Мяча» можно услышать и как считалочку,и как сопровождение игры с мячом. У Маршака немало подписей к картинкам для самых маленьких. Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый – полосатый» начинается певучим сказочным зачином: Жила – была девочка» …. И сразу же плавный ритм зачина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя ж ребенка : «А как ее звали?» И в ответ дразнилка : «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересованный. Удачное обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происходящего в рассказе, чувствуют себя «большими и умными» : ведь они – то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить. Обращаясь к детям, С. Маршак делает их собеседниками. Создается внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизируют не над котенком, нет, - над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызывает конец стихотворения: «А девочка тоже выросла, стала еще умнее…» Малыши с удовольствием слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения. Вместе со своими читателями С. Маршак идет по ступенькам возраста. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей : считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки. Поэт начинает с самых обыденных понятий и постепенно расширяет их круг. В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором. Народное творчество для него – источник поэтичности, мудрости, простоты, сокровищница многообразных выразительных средств. Во многих стихотворениях («Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный») Маршак творчески использует традиционные приемы народных сказок, например повтор. Он применяет прибаутки, поговорки: «Открывает щука рот, а не слышно, что поет», «После дождика в саду червяка тебе найду», перефразирует привычные выражения,например в «Сказке об умном мышонке» :

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки- мышки.

В авторизованных переводах английских и других народных песенок Маршак умеет, сохранять национальный колорит, передать веселую прибаутку, причудливый образ, а главное, серьезный тон. Простота и емкость содержания, точна рифма, фонетическая явность помогают быстро запомнить стихотворение. Потому- то стихи Маршака, слышанные в раннем детстве, запоминают на всю жизнь.

Публикации по теме:

«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам (самоутверждение, желание.

«Валеологическое воспитание детей средствами художественной литературой» «Валеологическое воспитание детей по средствам художественной литературе» В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Консультация для родителей «Что и как читать родителям?»Консультация для родителей «Что и как читать родителям?» «Что и как читать родителям?» О том, что любить читать хорошо, а не любить плохо, каждый из нас слышал с того дня, как впервые переступил.

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку на ночь» Уважаемые родители, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как часто, с каким настроением и какие сказки вы читаете своим детям перед.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение С. Я. Маршак «Откуда стол пришёл» Цель: учить детей осознавать тему и содержание произведения. Программное содержание: учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

«Неизвестный солдат». Ознакомление детей с художественной литературой (с использованием ИКТ)«Неизвестный солдат». Ознакомление детей с художественной литературой (с использованием ИКТ) Хочу поделиться с вами своей презентацией "Неизвестный солдат". В канун празднования 70-летия Великой Победы, было организовано много мероприятий.

Советы родителям «Настольные игры для развития детей» Советы родителям! Подготовила воспитатель: Божевольникова Людмила Ивановна. ГБДОУ №356 Московского района Санкт-петербурга 2015г.

Советы родителям неговорящих детей • «Как общаться с неговорящим ребенком». В общении с такими детьми обязательно использовать речь, богатую различными интонациями. (вопросы,.

Знакомим детей с художественной литературой. Занятие по произведениям Н. И. Сладкова Знакомим детей с творчеством писателя Н. И. Сладкова. Цель: Закрепить знания детей о творчестве писателя Н. И. Сладкова посредством театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство детей с художественной литературой через произведения С. Маршак. «Как читать ребенку?» (советы родителям)
Опубликовано: 18 декабря 2015 в 15:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД