Папки-передвижки

«Знакомство с городом Брянском — культурным центром родного края»

Татьяна Лазарева
«Знакомство с городом Брянском — культурным центром родного края»

«Знакомство с городом Брянском — культурным центром родного края»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Публикация «„Знакомство с городом Брянском — культурным центром родного края“» размещена в разделах

Надо понимать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, доже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Одной из современных задач воспитания ребенка является развитие потребностей в высоких культурных и духовных ценностях, в дальнейшем их обогащении через приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры; развитие гражданской и социальной ответственности, проявляющееся в заботе о благополучии своей страны, малой Родины, сохранении человеческой цивилизации.

Это возможно только при условии планомерного всестороннего системного воспитания ребенка. Основами, новыми ориентирами в реализации задач воспитания человека – Патриота, человека. Гражданина в дошкольном учреждении сегодня выступают общечеловеческие ценности, а именно: Человек, Семья, Отечество, Труд, Земля, Знания, Культура, Мир.

И в этой системе ценностей приоритетным является воспитание чувства патриотизма как чувства любви и привязанности к родному городу, преданность ему, ответственность за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Именно поэтому ознакомление с родным городом является проблемой актуальной и осознается всеми современными исследователями и педагогами.

Проблема приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, (а через него Отечества) связана:

- с изучением механизмов социализации, формировании социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др.);

- осознания ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др.);

- восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова);

- формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт);

- с гуманизацией воспитательного процесса и выбором образовательного маршрута не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане (И. А. Колесникова и др.).

Ознакомление с культурой родного города может входить в раздел «ознакомление с окружающим» либо рассматриваться самостоятельно. Вместе с тем исследователи делают вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольных учреждений, а также о формальном подходе и излишней идеологизированности содержания данной работы.

В процессе работы происходит ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Реализация целей обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:

1. Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.

2. Воспитывать чувство гордости за Брянцев, ответственность за все, что происходит в городе, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.

3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу.

4. Формировать интерес к произведениям брянских писателей, композиторов, художников, в работах которых отражены история, культура, природа и быт людей, живущих рядом.

Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания разработана система работы по ознакомлению с родным городом с учетом следующих принципов:

- принцип системности представлен в поэтапном познании города ребенком за счет рассмотрения города с новых позиций на каждом этапе изучения;

- принцип природосообразности позволяет учитывать возрастные особенности дошкольников младшего, среднего и старшего возрастов;

- принцип историзма реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни);

- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия;

- принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия как условие активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту;

- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, пола, опыта, особенностей эмоционально-познавательной сферы и др.

- принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;

- принцип субъектности как предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков, т. е. повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

- принцип интегративности как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности и реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении материала в базовые программы дошкольного образования;

- энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура).

- уникальность места – как выразитель краеведческого подходов в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально – экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важнымусловием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко – культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина).Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

- Интеграция знаний (Н. Ф. Виноградова) – установление соотношений между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

- Единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении знаний.

- Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

- Комплексность – содержание концентрируется в темах – комплексах «Природа», «Труд людей», Достопримечательности города», «История города».

При знакомстве с культурой родного города, воспитателю приходится многое детям рассказывать. От того как он это сделает, зависит, воспринимает ребенок новые знания или эта информация не затронит чувства детей, не вызовет желание узнать что – то еще. При этом необходимо помнить следующее.

• По ходу рассказа необходимо обязательно использовать наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды, различные схемы, рисунки мелом на доске и др.

• Составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать.

• Рассказывая о каких – то исторических событиях, воспитателю не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, следует употреблять такие выражения: «Это было очень- очень давно», «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими».

• Язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например князь, полководец и прочие следует объяснить их значение. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями: дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.

• В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, воспитатель часто им рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, храмах, соборах. В этом случае не следует подробно рассматривать их архитектуру. Использовать специальную терминологию. Достаточно выделить что – то главное, что отличает то или иное здание от других.

• В работе с детьми по ознакомлению с родным городом необходимо широко использовать такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех, улиц, по которым проходят каждый день.

Знакомя детей с культурой родного года, необходимо учитывать. Что информация данная воспитателем, должна вызывать не только положительные эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть: желание нарисовать, о чем он только, что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т. д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.

Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Коллективная работа — панно «День победы»Коллективная работа — панно «День победы» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство с городом Брянском — культурным центром родного края»
Опубликовано: 28 октября 2014 в 19:06
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД