Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Знакомство с литературным жанром — лимериком»

Зотка Наталья
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Знакомство с литературным жанром — лимериком»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 65 комбинированного вида»

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ

в подготовительной группе

Составитель:

Наталья Валерьевна Зотка,

воспитатель 1КК

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе „Знакомство с литературным жанром — лимериком“» размещена в разделах

Тема: «Знакомство с литературным жанром - «лимерик».

Материалы: картинки предметов, действий рифмующихся, макет «Домик Рифмы»

Цель: Обучение дошкольников созданию лимериков.

Задачи.

Образовательные:

-Упражнять детей подбирать картинки с изображением предметов, названия

которых рифмуются.

-Упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

- Упражнять детей составлять рифмованные строчки по заданному

словосочетанию.

- Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании

рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Развивающие :

- умение подбирать рифму;

- обогащать словарный запас;

- логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность

слова, его точность, образность;

- Воспитывать любовь к родному языку.

Словарная работа:

-Активизация словаря;

-Знакомство с понятием «рифма», «лимерик»;

-Подбор существительных, прилагательных, глаголов.

Предварительная работа: Дидактические игры: «Складные картинки»,

«Отгадывание загадок», «Составь рифму».

Развивающая среда : дидактическая игра «складные картинки», модель

составления лимериков, карточки – признаки, картинки – предметы, картинки –

глаголы.

ХОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята.

Скажите: «Вы любите стихи?» (ответы детей).

Воспитатель:

А я очень люблю стихи, особенно весёлые, шуточные и смешные. Мы с ребятами их

сочиняем сами. Послушайте некоторые из них.

Жила-была маленькая улиточка,

Она была легкая, как ниточка,

За пушинку держалась,

Улететь не боялась

Вот какая смелая улиточка

Жил-был мужчина,

Красивый как пружина.

Он в Африке гулял,

И клоуна гонял.

Вот какой необычный мужчина!

Жил-был рот

Голодный как крот,

Кашу уплетал,

Крота не замечал.

Вот какой голодный рот!

Воспитатель:

Эти коротенькие, смешные стихотворения называются ЛИМЕРИКАМИ, Они

состоят из пяти строк, где первая строчка рифмуется со второй, третья с четвёртой. А

пятая является выводом стихотворения и может не рифмоваться.

Воспитатель:

Давайте скажем вместе: «ЛИМЕРИКИ»

Кто повторит: «Что такое лимерик

Дети: Это коротенькое, смешное стихотворение.

Воспитатель:

Такие стишки сочиняли в Ирландском городе Лимерик (демонстрация города

Лимерик на картинке). А первым автором лимериков считается Эдвард Лир (картинка

Э. Лира). Лимерики очень похожи на стихотворные сказки – небылицы нашего поэта

Корнея Чуковского. Вспомните сказку «Путаница», где

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

(Демонстрация картинки с крокодилом)

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите попробовать сочинить весёлое стихотворение - лимерик?

(Ответы детей).

Воспитатель: Кто вспомнит, что такое лимерик?

Дети: Смешное, маленькое стихотворение.

Воспитатель:

А, вы знаете, что без РИФМЫ нельзя сочинить стихотворение?

«Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково»

Скажем вместе «РИФМА»

Например, послушайте

Жила-была бабушка,

Зеленая как жабушка.

(«бабушка – жабушка» - складно, же получается)

А, ещё?

По лесу скакала,

Ступу потеряла.

(«скакала – потеряла» - тоже складно получается)

(ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами посмотрим умеете ли вы находить слова в рифму.

Давайте поиграем в игру «Складные картинки». (К игре подбираются парные

картинки, названия которых рифмуются. Дети должны собрать все пары.)

Я буду показывать вам картинку, а вы должны найти к ней другую картинку,

которая рифмуется, например: поросёнок-гусёнок.

Идёт игра.

Воспитатель:

А теперь давайте попробуем найти рифму к словам на слух». Я называю слово, а

вы отвечаете рифмой.

Например: слово «Кошка» (картинка с кошкой вывешивается на доску, а ответы

детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Кошка – ладошка,

картошка, крошка, ложка, матрёшка, лепёшка, гармошка, ножка, брошка, мошка и т.

д.)

Идет игра.

Воспитатель:

А, теперь, задание потруднее, давайте попробуем подобрать рифму к слову-действию,

например: «БЕЖАЛА»» (картинка с действием вывешивается на доску, а ответы

детей обозначаются картинками или рисуются символами). (Бежала - лежала, играла,

рисовала, рыдала, плясала, показала, дышала, устала, записала, давала, кричала, упала,

встала, собрала)

Идет игра.

Воспитатель:

А сейчас, давайте мы с вами попробуем составить рифмованные предложения.

У меня есть вот такая схема по составлению лимериков.

Кто расскажет, что такое лимерик?

Дети: Небольшое, веселое стихотворение.

Воспитатель:

Правильно, лимерик это короткое стихотворение из 5-ти строк. И оно должно быть

немного сказочным, загадочным и обязательно смешным. Лимерики можно начинать

со слов ЖИЛ-БЫЛ, ЖИЛА-БЫЛА. Раз мы подбирали рифмы к слову кошка, давайте и

придумаем лимерик про кошку.

Воспитатель: Жила – была (кто)

Дети: кошка.

Воспитатель: Какая? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку

«влажности» : сухая или мокрая)

Дети: мокрая.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была

мокрая кошка».

Воспитатель: И была как? Подбираем рифму к слову – кошка.

Дети: Ложка.

Воспитатель: Какая? Выбираем карточку - признак. (Выбрали карточку «вкуса»).

Дети: сладкая.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была

мокрая кошка. 2. И была как сладкая ложка».

Воспитатель: что делала кошка? Выбираем карточку - действие.

Дети: «Бежала»

Воспитатель: Что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была мокрая кошка. 2. И

была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала».

Воспитатель: И что еще может делать кошка? Подбираем рифму к слову –

действию «бежала».

Дети: «Упала».

Воспитатель: С кем или с чем кошка может упасть?

Дети: С мышкой!

Воспитатель: Смотрим, что у нас получилось: (хором) 1. «Жила – была мокрая

кошка. 2. И была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала. 4. И с мышкой упала!»

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод: какая получилась кошка?

Дети: Хитрая.

Воспитатель: Давайте полностью строчку проговорим.

Дети: Вот какая хитрая кошка.

Воспитатель: Давайте повторим стихотворение полностью: (хором) 1. «Жила –

была мокрая кошка. 2. И была как сладкая ложка. 3. Кошка бежала. 4. И с мышкой

упала! 5. Вот какая хитрая кошка!»

Воспитатель: Ребята у нас получилось очень смешно, мы с вами сочинили лимерик.

Воспитатель: Ребята, что такое лимерик?

Дети: маленькое и смешное стихотворение.

Воспитатель:

Было трудно? (ответы детей)

Понравилось? (ответы детей)

Хотите еще сочинить лимерик?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда вам задание: до следующего занятия придумать про кого или про

что мы с вами будем сочинять лимерик.

СХЕМА:

Жила-была (жил-был…

И была (был) как…

Что делала (делал?.

И что еще делала (делал, (с кем, чем?.

Вывод: Вот какая (какой…

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне»Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне» Провели занятие: Учитель-логопед Е. Ю. Шальнова, воспитатель И. В. Пензина. Цель занятия: создать условия для выполнения заданий. Коррекционно.

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе Цель: Развитие речи и творческих способностей детей. Ход занятия 1. Введение в ситуацию. (Организационный этап) Вос. : Ребята, к нам сегодня.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие на машине времени» Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. На тему: «Путешествие на машине времени». Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды»Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды» Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе "Спасём лес от беды". Муниципальное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Знакомство с литературным жанром — лимериком»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 20:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД