Екатерина Дмитриевна Сергейчук
Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа)
Тема: «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси».
Автор: Сергейчук Екатерина Дмитриевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №114» г. Владивосток
Цель: создать условия для формирования у детей знаний о быте, традициях, обычаях и культуре древней Руси с использованием технологии ОТСТ ТРИЗ.
Публикация «Конспект познавательной деятельности в ДОУ „Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Задачи:
Образовательная:
- формировать представления об особенностях жизни русского человека, быте и обычаях на Руси;
- приобщать детей данного возраста к культуре и традициям русского народа;
- закрепить умение играть в русские народные игры;
- обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами.
Развивающая:
- развивать интерес к народным обычаям через знакомство с предметами русского быта;
- объяснить значение слов: чугунок, ухват, ложки, самовар и т. д. ;
- расширять словарный запас по теме;
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательная:
- воспитывать чувство гордость за свой народ и его прошлое;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор.
Материалы и оборудование: кукла в русском народном костюме, предметы
русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, макет русской печки, угощение для детей.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о жизни русского народа, русские народные игры; чтение пословиц, поговорок, загадок о предметах русского быта.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Ход занятия
(дети становятся полукругом)
В: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом (дети здороваются)
А знаете ли вы, как здоровались в старину? (ответы детей)
В: По старинному русскому обычаю говорили : «Здраве будете!»- что означает – «Будьте здоровы». И кланялись, прижав руку к сердцу. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом по старинному русскому обычаю.
Д: Здраве будете!
В: Ребята, чтобы продолжить нашу с вами беседу, необходимо назвать предметы нашего быта (ответы детей)
В: А что из перечисленных предметов, мы можем отнести в наш круг классификатор и в какой сектор? (ответы детей)
К какому миру мы можем отнести все эти предметы (ответы детей)
- Правильно, к рукотворному.
В: А сейчас мы поговорим о русском старинном быте, как жили наши предки раньше, проходите на свои места.
(воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации русского быта)
В: Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта – это одежда, мебель, посуда. В старину люди жили в домах, которые называли избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный (показ иллюстрации). В нем было тепло и уютно. Люди - соседи помогали друг другу, избу строили из деревянных бревен. Окна в избе были разными, расписными, служили не только украшениями, но и защищали от ветра и солнца. В избе всегда святыми считали три места: (показ иллюстраций)
Красный угол: здесь совершались ежедневные молитвы, это самое почитаемое место в доме. Его нарядное украшали и держали в чистоте.
Печь: главной в избе была печь. Она обогревала дом, в ней пекли хлеб, готовили еду, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Стол: это божья ладонь. Стол занимал важное место и служил для ежедневной и праздничной трапезы.
В: А сейчас ребята, я познакомлю вас с хозяйкой русской избы (воспитатель показывает куклу в русском народном наряде)
Х: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своём доме! Хотите чтоб я вас познакомила с предметами русского быта? (ответы детей)
Х: Хорошо, слушайте внимательно, тогда и отгадаете мои загадки:
1. Летом спит, зимой горит
Пасть открывает, что дают – глотает (печь)
Это сердце дома, она кормит всю семью.
2. Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт
А сам в угол идёт (ухват)
Его использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке. Он всегда стоял возле печи, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и кашей.
3. Он как круглая кастрюля
Он чумазый, ни чистюля
Где там в печке уголок
Кашу сварит – (чугунок).
Он незаменимый был в хозяйстве. По весу он был тяжёлый, сделанный из чугуна, особого вида металла, который выдержит любой огонь и он никогда не бился.
4. Выпускает жаркий пар,
Жаркий чайник – (самовар)
Самовар был предметом роскоши и предметом первой необходимости. Он стал символом добра, домашнего уюта. За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с мёдом пирогами и блинами.
5. Всех кормлю с охотою,
А сама без ротая – (ложка)
Ложка в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя. Её вырезали из дерева и в гости тоже ходили всегда приходили со своей ложкой. И сейчас есть деревянные ложки, вспомните, пожалуйста, где мы их используем? (ответы детей)
Х: Засиделись мы с вами ребята, пришла пора поиграть. «Делу время, а потехе час» «Золотые ворота» :
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
(дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Один ведущий участник проходит под игровой припев в ворота с бубном в руках. На последнем слове игрового припева и опускают руки и закрывают ворота, задерживая участника игры. Дети перед которыми остановился ведущий, бегут в разные стороны на счет 1,2,3 и обегают круг. Кто первым ударит в бубен, тот победит)
Х: Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай!» Давайте и мы с вами продолжим знакомство с домашней утварью. Слушаем загадки:
1. Ходит коток по паре порток (утюг)
Он работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил он 10 кг.
2. Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили
Влезут дети на палаты
У печи оставят (лапти)
Х: Ребята, мы с вами узнали как жили люди раньше, а теперь поиграем в игру «Что было - что стало» :
Раньше носили лапти, а сейчас…
Раньше в печи готовили, а сейчас…
Раньше на лавках спали, а сейчас…
Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас…
Раньше воду из колодца носили, а сейчас…
Х: Ребята, русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, сушками и пряниками! И я вас хочу угостить сушками. Вот я их на поднос положила. Кушайте на здоровье.