Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»

наталья долгушева
Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

«Знакомство с традициями народов севера».

Цели:

• Систематизировать знания детей о коренных жителей Севера, их традициях, обычаях. Дать представление о северных птицах.

• Обогащать словарный запас существительными, глаголами; включать в речь предложно-падежные конструкции.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с традициями народов Севера“» размещена в разделах

• Учить детей сравнивать птиц, находить отличия, отвечать на вопросы полным предложением.

Познакомить детей с играми народов Севера, развивающие силу рук, спины, ног; воспитывающие настойчивость, выдержку.

• Формировать развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений, через проигрывание пластических этюдов.

• Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.

• Активизировать работу правого и левого полушария, используя упражнения «гимнастика для головного мозга».

• Формировать стремление к достижению положительных результатов.

Оборудование: мультимедийная презентация «Коренные жители севера»; два хула-хупа с отверстиями для шестов; шесты - 10 штук, для двух чумов; ткань, имитирующая шкуру оленя – 2 шт; оленьи рога – 2 шт; кольца, для накидывания на рога – 10 шт; 6 шестов, для перетягивания; следы совы и куропатки – 24 шт; 2 ёлки; картинки формата А4 с изображением совы и куропатки; музыкальное сопровождение «Хэйро».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята.

СЛАЙД №2

- Ребята, кто мне скажет, в каком городе мы живём? (В городе Норильске.)

- А где расположен наш город? (На крайнем севере.)

2. Вводная часть.

СЛАЙД №3

Север – удивительный и суровый край. Край, в котором живут сильные и выносливые люди. И сегодня мы с вами продолжим знакомиться с традициями и обычаями народов севера.

СЛАЙД №4

На прошлом занятии мы с вами узнали, что живут народы севера в тундре. Сами строят себе дома. Кто мне подскажет, как называется их дом? (Чум)

СЛАЙД №5

- А из каких материалов северные народы строят свои чумы? (деревянные шесты, оленьи шкуры) .

- Чум получается крепкий, тёплый, уютный.

- Ребята, давайте построим чумы.

Игра: «Построй чум». Проводится под музыкальное сопровождение.

Педагог делит детей на две команды. В середине зала лежат шесты и куски ткани, имитирующие оленью шкуру. Каждая команда по команде должна соединить между собой шесты, вставляя каждый в отверстие круга, вверху закрепив шесты шнуром. После команда должна накинуть на каркас ткань.

- Ребята, вы молодцы. Крепкие чумы получились, не страшны ему ни сильные ветра, ни трескучие морозы.

3. «Зааркань оленя»

- Северные народы очень трудолюбивы.

Традиционные занятия северных народов тесно связаны с животным миром нашего края.

СЛАЙД №6, 7

Это рыболовство и охота.

– Чем ещё занимаются северные народы? (Оленеводством)

СЛАЙД №8

- Они заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы – малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.

- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.

- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.

СЛАЙД №9

Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.

- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.

Игрок подходил к линии броска и метает свой аркан (кольцо) на оленьи рога.

-Молодцы. Вы очень ловкие.

СЛАЙД № 10

4. Игра-состязание “Перетягивание палки”

- А сейчас я хочу проверить какие вы сильные. Готовы?

Два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.

5. Активизация работы правого и левого полушария.

«Найди по следам».

- Ребята сегодня мы с вами познакомимся с северными птицами, зимующими в тундре. Но, вы должны мне помочь в этом. Мы с вами должны угадать птиц, а помогут нам в этом их следы. Посмотрите внимательно на пол.

(На полу в две шеренги выложены следы совы и куропатки, ведущие к двум ёлкам. Под ёлкой сидит фигурка куропатки, на второй ёлке – сова)

- Ребята, по тропинкам мы пойдём перекрёстным шагом, при этом будем делать взмахи руками (крылышками, как птицы.

- Ребята, мы подошли с вами к двум ёлкам. Посмотрите внимательно, мне кажется, здесь кто-то спрятался.

- Под ёлкой сидит куропатка.

- На ёлке сидит сова.

- Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с этими двумя северными птицами.

СЛАЙД №11

Белая сова - узнать ее нетрудно, даже если прежде ее видеть не приходилось. Самцы почти чисто-белые, а самки с темными пестринами по всему телу и значительно крупнее самцов.

Живут совы в тундре. Жителям Крайнего Севера эта птица известна хорошо. Питаются в основном мелкими грызунами, преимущественно леммингами и мышами. В малокормные годы, когда численность грызунов низка, ловят птиц - белых и тундряных куропаток, уток.

СЛАЙД №12

Куропатка – намного меньше совы, плохо летает, зарывается под снегом, избегая встречи с хищниками.

Дети самостоятельно пытаются найти отличия между совой и куропаткой.

-Что-то мы засиделись, давайте поиграем.

Игра «Совы и куропатки»

Педагог выбирает двух участников. Это – совы. Остальные дети – куропатки. По сигналу педагога: «День», куропатки прогуливаются по залу, совы спят. По сигналу ночь, совы берутся за руки и пытаются поймать куропатку, поймав её в кольцо.

6. Пластический этюд «Куропатки»

Северные народы очень много трудятся, чтобы не голодать, не замёрзнуть в суровой тундре. Но и отдыхать они тоже любят.

СЛАЙД №13, 14

Очень часто они устраивают праздники, на которых поют и танцуют, имитируя птиц и животных севера.

- Мы даже приготовили для вас праздничные костюмы северных народов. Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами.

- Давайте примерим их.

Танец «Куропатки»

7. Итог:

- Ребята, сегодня мы ещё немножко окунулись в жизнь народов севера. Узнали, какие состязания они проводят чтобы развить в себе силу, ловкость, выносливость, узнали как развлекаются народы севера, познакомились поближе с северными птицами : совой и куропаткой. Вы молодцы! На этом наше занятие подошло к концу.

Танец «Хоровод» под музыку «Хэйро».

Спасибо за внимание угощайтись.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Конспект занятия «Знакомство с животными севера и жарких стран» (подготовительная группа) Цель: Формирование представлений у детей о диких животных. Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников. Задачи: Расширить.

Конспект НОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями»Конспект НОД в средней группе «Знакомство с русскими традициями» Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы (открытое занятие) «Знакомство.

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма — их традициями и обычаями «Культура и быт народов Крыма» Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма, их традициями и обычаями на тему: «Культура и быт народов Крыма» (подготовительная.

Конспект занятия по сказкам народов Крайнего Севера «Веселая сова и грустный ворон» Конспект по сказкам народов Крайнего Севера на тему «Веселая сова и грустный ворон» для старшей группы детского сада Цели: 1. образовательные:.

Мастер-класс «Жилище народов Севера. Иглу»Мастер-класс «Жилище народов Севера. Иглу» Мастер – класс. Жилище народов Севера. Иглу. Задачи: - Продолжить знакомство детей видами жилищ разных народов мира; - Познакомить с образом.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Презентация этнографического музея народов Севера Цель – создать у детей дошкольного возраста представления о родном крае, традиционной культуре народов саами и коми Задачи:.

Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана» Содержание: 1. Введение 2. Цель проекта 3. Задачи проекта 4. Вид проекта 5. Постановка проблемы. 6. Этапы проекта 7. Участники проекта.

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье Югорского фольклора» Викторина- игра по сказкам народов Севера «Многоцветье Югорского фольклора» Форма проведения: «викторина по сказкам» Цель: учить использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с традициями народов Севера»
Опубликовано: 16 октября 2018 в 18:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД