«Звуки [Р]-[Рь`], знакомство с буквой «Р». «Любимые игры Крокодила Гены и Чебурашки»

Лилия Гилязова
«Звуки [Р]-[Рь`], знакомство с буквой «Р». «Любимые игры Крокодила Гены и Чебурашки»

Фронтальное логопедическое занятие.

Тема: «Звуки [Р]- [Рь`], знакомство с буквой «Р». «Любимые игры Крокодила Гены и Чебурашки».

Возраст детей: 6 лет (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звуков Р и Рь.

Задачи:

Коррекционно — образовательные: Закрепить навык правильного произношения звуков Р и Рь; формировать умение различать на слух и в произношении звуки Р и Рь; познакомить с буквой Р; обогащать лексику и совершенствовать грамматический строй речи; совершенствовать навыки деления слов на слоги, звукового анализа и синтеза слов; закрепить навык составления предложения по опорным словам.

Коррекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, восприятие, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

Коррекционно — воспитательные: воспитывать желание говорить правильно и красиво; воспитывать интерес к познавательной деятельности, интерес к просмотру советских мультфильмов; воспитывать умение слушать речь другого; воспитывать у детей активность на занятии.

Оборудование: презентация в формате Power Point «Любимые игры Крокодила Гены и Чебурашки», с использованием фрагментов мультфильма «Крокодил Гена» и "Чебурашка" по сценарию Романа Качанова, написанному Качановым и Эдуардом Успенским; синие и зеленые флажки для каждого ребенка; шнурки для выкладывания буквы Р; синий и зеленый обручи; индивидуальные зеркала; предметные картинки; мяч; на каждого ребенка карточка с фишками для составления схемы слова; карточки с графическим заданием; карандаши.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Игра «Звуковая цепочка».

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — арбуз — зонт.

2. Сообщение темы.

Слайд 2

Логопед: Сегодня у нас будет интересное занятие вместе с героями из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» (просмотр видео ролика

мультфильма).

Слайд 3

– Ребята, как зовут героев мультфильма. (Крокодил Гена, Чебурашка, Старуха Шапокляк и крыса Лариска)

- Какой звук в этих словах повторяется? Кр-р-рокодил Гена, Чебур-р-рашка, Стар-р-руха, Кр-р-рыса? (Звук Р).

-А про кого эта загадка?

У этой злой старушки

Нет подружки,

Кроме вредной крыски,

Противной. Лариски!

- Какой звук я выделяю? Лар-р-риска. (Звук Рь).

- Какие звуки мы сегодня будем изучать? (звуки Р и Рь)

Слайд 4

3. Артикуляционная гимнастика (проводится с использованием индивидуальных зеркал).

- В одном городе живет Крокодил Гена и работает в Зоопарке. Время проводит весело, приглашает к себе друзей: они едят блинчики (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). Пьют чай из чашечки (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). А чай горячий, они дуют на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Крокодил Гена любит играть на гармошке (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба).

Слайд 5

4. Анализ артикуляции звука Р, произнесение.

Логопед: Ребята, повернитесь друг к другу и произнесите звук Р.

- Расскажите, как правильно произносить звук «Р» (с помощью схемы):

Дети: Губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык дрожит за верхними

зубами.

Логопед: Голос участвует? (да)

- Какой это звук, если участвует голос? (Этот звук звонкий).

- А мы можем пропеть его? (нет)

- Какой он, гласный или согласный? (согласный)

- Какие звуки мы называем согласными? (которые не можем пропеть)

-Попробуйте порычать, как большие тигры. Звук Р м. б. твердым.

- А теперь порычите, как маленькие тигрята. Звук Рь м. б. мягким.

- Ребята, каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

- А мягкие согласные звуки?

- Правильно, молодцы!

5. Различение звуков Р-Рь на слух.

Логопед: Друзья из мультфильма любят играть в игру «Сигнальщики». Давайте мы тоже поиграем. Я буду называть слоги. Если в слогах вы услышите твердый звук Р, поднимите синий флажок, а если мягкий звук РЬ, зеленый флажок.

Логопед: РА, РИ, ДА, ОР, ЛИ, РЯ, АТЬ, РЮ, ЫР, РЕ, ИР

Слайд 6

Логопед: У Крокодила Гены и Чебурашки очень много друзей в зоопарке. Хотите узнать с кем они дружат? Я буду называть животных, если в названии животного вы услышите твердый звук Р, вы подойдете к синему «вольеру» (обручу, а если мягкий РЬ, то к зеленому.

Жираф, тигренок, слон, баран, черепаха, верблюд, коза, рысь, барсук, ястреб.

Слайд 7

6. Определение места звука Р, Рь в слове. Игра «Подарки Крокодилу и Лариске»

Логопед: Чебурашка любит делать подарки своим друзьям.

- Ребята посмотрите у вас есть картинки. Какие предметы подарит Чебурашка Крокодилу, а какие Лариске? (определение места звуков Р, Рь в словах с объяснением, почему этот подарок подарен Крокодилу или Лариске). Картинки: матрешка, карандаши, роза, репа, тигр, сыр, арбуз, орехи, букварь, ремень, рубашка, фонарь.

- Молодцы, ребята.

Слайд 8

7. Звуковой анализ слов по схемам.

Логопед: Старуха Шапокляк любит проказничать. И сейчас, она спрятала картинки и оставила только схемы слов.

-Ребята, посмотрите на экран. Здесь показаны схемы слов: сыр, репа, роза.

- Как узнать, к какому слову подходит каждая схема? (надо составить схемы слов)

-Составьте схему слова СЫР.

-Какой первый звук в слове? (звук С, согласный)

- Твердый или мягкий? (твердый)

-Каким цветом обозначим на схеме? (синим)

-Следующий звук какой?

И т. д. звуковой анализ слов.

(у каждого ребенка карточка с фишками для составления схемы слова)

-Посмотрите на вашу схему слова СЫР. Есть такая схема на экране? И т. д.

-А сейчас мы немного отдохнем.

Слайд 9

8. Динамическая пауза. Звучит песня, движения по тексту.

Мы сейчас пойдем направо, раз,2, 3.

А теперь пойдем налево, 1,2, 3.

Быстро к центру соберемся, 1,2, 3.

Также быстро разойдемся,1 ,2, 3.

Мы тихонечко присядем, 1, 2, 3.

И легонечко привстанем, 1, 2, 3.

Попляшите наши ножки, 1, 2, 3.

И похлопайте ладошки, 1, 2, 3.

9. Различение звуков Р-Рь в произношении.

Логопед: Старуха Шапокляк и Лариска иногда бывают несговорчивыми и делают все наоборот. Давайте с ними поиграем в игру «Скажи наоборот» с мячом.

-Я произношу слоги с твердым звуком Р, а вы с мягким звуком Рь.

Ра – ря кра - кря рад-ряд шар – шарь

Ро-рё кры-кри ров-рёв хор-хорь

- Теперь я буду начинать предложение, а вы заканчивать подходящим по смыслу словом наоборот.

Мороженое холодное, а чай …

Черепаха медленная, а гепард…

Облако белое, а туча. …

Буратино веселый, а Пьеро…

Зимой ночь длинная, а день…

Лев смелый, а заяц …

Слайд 10

Логопед: Крокодил Гена любит петь песни для своих друзей

И мы поиграем с песенками Гены в игру «Говорим быстро, чисто и красиво». Я говорю, а вы повторяете.

Ра – ра – ра – мы поймали комара.

Ру - ру – ру – ноту верхнюю беру.

Ры - ры - ры - у нас синие шары.

Ро - ро - ро - позвонили мы в бюро.

Ри - ри - ри - на ветках снегири.

Ре - ре - ре - дети на горе.

Рю - рю - рю - я обед варю.

- Молодцы, ребята вы хорошо повторили песенки.

Слайд 11

Логопед: Чебурашка любит сочинять стихи, но не может подобрать слов. Поможем Чебурашке? (игра «Доскажи словечко», с делением слов-отгадок на слоги)

«Как бы мне пошла корона!»-

Важно каркает (ворона).

Кто имеет один рог?

Отгадай - ка (носорог).

Захотела кошка спать,

Вот и лезет на. (кровать).

Научись держать в порядке

Свои книжки и. (тетрадки).

Слайд 12

Просмотр видео ролика мультфильма.

Логопед: Ребята у Крокодила Гены был День рождения. Давайте посмотрим, что произошло с нашими героями. Внимательно посмотрите фрагмент мультфильма.

- А теперь мы поиграем в игру «Подружи слова». (По сюжету фрагмента дети составляют предложения по опорным словам).

Грузовик, Чебурашка, подарок, привез.

День рождения, Чебурашка, крокодил Гена, поздравил.

Коробка, вертолет, достал, Крокодил Гена.

Вертолет, Чебурашка, запустил, улетел.

- Молодцы, ребята.

Слайд 13

10. Пальчиковая гимнастика “Пять пальцев”

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пять, четыре, три, два, раз!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

-Сколько раз, при счете, раз, два, три, четыре, пять, встречались звуки Р и Рь?

-Назовите слова со звуком Р.

-Назовите слова со звуком Рь.

- Молодцы, ребята.

Слайд 14

11. Знакомство с буквой Р.

Логопед: Ребята вместе с Крокодилом Геной и Чебурашкой мы вспомнили звуки Р и РЬ. Звуки мы слышим и произносим.

-А что мы читаем и пишем? (буквы)

-Давайте поможем Чебурашке изучить буквы.

-Звуки Р и Рь на письме обозначаются буквой Р? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы рожок.

И получится флажок.

- Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы?

-Посмотрите, я стою, руку к поясу приставлю. Похоже на букву Р?

-Посмотрите на экран, на что еще похожа буква Р?

-Ребята, давайте в воздухе напишем букву Р.

-Пальчиком на столе напишем букву Р.

-Затем на столе выложим из шнурка букву Р.

Слайд 15

12. Игра «Неправильная буква»:

- Чебурашка, как и вы, 1 сентября собирается пойти учиться в школ. Для этого он учит буквы. Посмотрите, на листочках написаны буквы Р.

- Все ли буквы написаны правильно?

- Зачеркните неправильные буквы.

- Напомните Чебурашке, из каких элементов состоит буква Р?

13. Итог занятия:

Слайд 16

- Ребята, с героями из какого мультфильма мы сегодня играли?

- Какие звуки мы учились сегодня правильно произносить?

-Какая игра вам понравилась больше?

-Дома, вместе с мамой и папой, еще раз посмотрите мультфильмы о Крокодиле Гене и Чебурашке и поиграйте в игры, в которые мы играли сегодня.

-Попрощайтесь с героями мультфильма: до свидания Крокодил Гена, до свидания Чебурашка, до свидания Лариска.

Прикреплённые файлы:

gena-i-cheburashka-studenty_vmqm0.pptx | 4557,72 Кб | Скачан: 150
 
Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого произношения.

Конспект проведения образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Н» Тема занятия: Знакомство с буквой Н Цель: Познакомить детей с буквой и звуком «Н» Образовательные задачи: 1. Продолжать формировать умение.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой Р «Путешествие в страну Ротофундию» Цель : Автоматизировать звук [Р] в словах и предложениях. Развивать речевое дыхание,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ц]» Ход занятия -Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня.

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима. Знакомство со звуками [М], [М’] и буквой «М» Организационный момент. Мы сегодня отправимся в гости к Зимушке-Зиме. А попадёте вы к ней в гости если пройдём по буквенной дорожке. Девочки.

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой Б» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Программные задачи: - учить выделять звук.

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе Тема: «День рождения крокодила Гены» Сценарий образовательной ситуации в подготовительной к школе группе (интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Цель: Создать условия для восприятия детьми правильной артикуляции звука У в процессе игровой и творческой деятельности. Задачи: • Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.

Конспект занятия «Знакомство с буквой У и буквой Ю» Организационный момент. Приглашаю детей попутешествовать. -Отправляемся в заколдованный лес. А в лесу есть заколдованная тропинка Один.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Звуки [Р]-[Рь`], знакомство с буквой «Р». «Любимые игры Крокодила Гены и Чебурашки»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 21:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста Конспект занятия в группе раннего возраста...
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...