Немцева Анна Николаевна
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [ р]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [ р]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: совершенствование навыков правильного произношения звуков [л] и [р] в речи.
Задачи:
Образовательные:
• упражнять детей в различении звуков [л] - [ р] в словах, фразовой речи;
• учить слышать звук в слове, определять его позицию;
• учить называть слова на заданный звук.
Публикация «„Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [ р]“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие:
• развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] - [ р];
• развивать связную речь;
• развивать мелкую моторику;
• развивать монологическую форму речи;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать заботливое отношение к близким людям;
• воспитывать интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла, книга с рассказами Е. И. Чарушина, предметные картинки.
Раздаточный материал: рабочая тетрадь, простой карандаш.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним случилось интересная история. Хотите послушать? Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».
Воспитатель: Мальчик Женя не умел говорить звук [ р].
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».
А он говорит: «палоход».
- Скажи: «таракан».
А Женя говорит: «талакан».
- Скажи: «рыба».
А он говорит: «лыба».
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: «клллааа».
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: «клавла, кллл, клклкл».
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо «ррр» получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «ррррр».
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я «рры» научился говорить!
Воспитатель: А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать «Павел», да спутал.
Вот как обрадовался!
Беседа по вопросам.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на вопросы: Какой звук не выговаривал мальчик Женя? (Звук [ р])
Воспитатель: А какой звук он говорил вместо звука [ р]? (Звук [л])
Воспитатель: Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (Звуки [л] - [ р])
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки [л] - [ р]. Посмотрите, как они выглядят.
Но сначала потренируемся.
Артикуляционная гимнастика: «Качели»; «Гармошка»; «Лошадка».
Дыхательная гимнастика «Ворона».
Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох, разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».
Игра «Покажи, где летит?»
Воспитатель: Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук [ р]. Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!
Физкультминутка «Улыбнись»
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте)
Звуковой анализ слов «волк», «тигр».

Повторение чистоговорок:
Ла – ла – ла – лопата и пила.
Ра – ра – ра – высокая гора.
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила.
Ры – ры – ры – прилетели комары.
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло.
Ру – ру – ру – коза грызет кору.
Игра «Место звука в слове»



Игра «Покажи лишнюю картинку»


Стихи-добавлялки
Воспитатель: Дедушку зовут Лука, у него болит …(рука).
Воспитатель: На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Воспитатель: Рисовал художник ламу и картину вставил в …(раму)
Воспитатель: Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
Воспитатель: Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я …(пил)
Воспитатель: В блеске солнечных лучей по земле бежит …(ручей)
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].
Дедушка старый, а внук (молодой).
Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
Зимой снега много, а весной (мало).
Баба Яга злая, а фея (добрая).
Суп горячий, а компот (холодный).
Снег белый, а уголь (черный).
Заяц трусливый, а лев (смелый).
Ручеек мелкий, а река (глубокая).
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
Шляпа из соломы, какая? (Соломенная)
Юбка в полоску, какая? (Полосатая)
Варенье из груш какое? (Грушевое)
Суп из гороха, какой? (Гороховый)
Свет от луны, какой? (Лунный)
Серьги из серебра, какие? (Серебряные)
Цветы на лугу, какие? (Луговые)
Компот из фруктов, какой? (Фруктовый)
Сок из смородины, какой? (Смородиновый)
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
Работа в тетради.
Упражнение «Заштрихуйте буквы».
Воспитатель: Эти звуки придут ещё к вам на занятие и просят выучить для них скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке».
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие звуки мы сегодня проговаривали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)