Папки-передвижки

Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности

Ольга Алешина
Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности

МАДОУ детский сад «Колобок» п. Строитель Тамбовского района

«Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности».

Алешина О. Б.

Публикация «Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности» размещена в разделах

Я, Алешина Ольга Борисовна работаю в детском дошкольном образовательном учреждении без малого сорок лет. И на своем опыте убедилась: первый вопрос, с которым сталкивается педагог при наборе малышей, - их адаптация к условиям детского сада. Это очень сложный период для родителей и воспитателей, а для ребёнка в большинстве случаев - это стресс.

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, мы должны вести работу по трем направлениям:

• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

• Работа с родителями;

• Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Поэтому педагоги стараются мебель разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортнее. Создают в группе уголка «уединения». Размещают рядом уголок природы. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека. В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам : перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют нам чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

Но, несмотря на методические рекомендации по созданию необходимых условий для благоприятной адаптации воспитанников с учетом их возраста, наличие определенного педагогического опыта, в каждом конкретном случае этот процесс осложняется рядом факторов. Иногда, точнее чаще всего, это происходит от плохо или совсем несформированного навыка самообслуживания у ребёнка, от настроя родителей (детям передается эмоциональное состояние и переживания родителей) и от множества других факторов. Например: среди наших малышей были детки, которые не умели элементарно пить из бокала. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации. Ведь родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых. Выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).

Поэтому все педагоги и коллектив нашего детского сада в том числе, находятся в постоянном поиске решения этой непростой проблемы.

Я решила обратиться к, неоднократно проверенному на практике, приему проектной деятельности. Ведь одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать, увлечь ребёнка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский садик. Для этого нужно детей удивлять, удивлять постоянно! Но чем можно удивить ребёнка в наше время! Игрушки? Нет! В данной ситуации они не помогут! Или дадут очень кратковременный эффект, пока действует эффект новизны.

Имея длительный опыт общения с детьми разных возрастов, неоднократно разрабатывая и реализуя проекты по экспериментальной и опытнической деятельности, я отметила стойкий и живой интерес малышей к воде. Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребёнку в период адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее воздействие. Ведь дети могут пускать по воде кораблики, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т. д. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребёнка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Собственный опыт и опыт коллег помог разработать и довольно успешно реализовывать практико – ориентированный проект «Вода, вода, кругом вода», направленный на обеспечение успешной адаптации малышей путем организации разных видов деятельности с использованием воды.

Целью проекта стало обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

На основе цели были сформулированы следующие задачи проекта :

• преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому аду;

• регулирование их психоэмоционального состояния;

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

• снижение импульсивности, тревоги и агрессии у детей;

• знакомство с некоторыми свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

• формирование представления о том, для чего нужна вода;

• развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности, игровых навыков детей;

• воспитание культурно – гигиенических навыков и желания всегда быть чистым, аккуратным.

Участниками проекта, который реализуется с августа по октябрь и является ещё не завершённым, стали воспитанники первой младшей группы №7 в возрасте 2-3лет, их родители и воспитатели.

В соответствии с планом реализации проекта мы проводили со своими ребятишками дидактические, пальчиковые, конструктивные игры, игры с водой в ходе режимных моментов. Простейшие опыты и эксперименты с водой, наблюдение за водой, которым мы уделяли особое внимание в рамках проектной деятельности, осуществлялись в соответствии с планом и вызывали устойчивый интерес у малышей.

Вниманию родителей были предложены консультации по вопросам адаптации детей к условиям детского сада, семинары - практикумы по организации игр с водой в домашних условиях. В помощь родителям были оформлены тематические памятки, практические советы педагога – психолога. Наш проект ещё далёк от завершения. Но результаты промежуточной диагностики и анализ адаптационных карт свидетельствуют о благополучной адаптации большинства малышей. Их интерес и любознательность устойчивы и желание приходить в садик всё возрастает. Таким образом, данный проект способствовал успешной адаптации воспитанников, формированию у них положительного отношения к детскому саду, а также осознанному отношению родителей к личностному развитию детей. Это были предполагаемые результаты нашего проекта. Мы их достигли. В данный момент мы склоняемся к тому, чтобы продлить время реализации проекта ещё на некоторое время. Это поможет нам теперь не адаптировать детей, а ещё больше развить их любознательность, усилить интерес к природным явлениям, связанным с сезонными изменениями в природе (наблюдение снегопада, таяние снега при внесении в группу, замораживание подкрашенной воды на участке, определение на ощупь температуры воды и снега).

Работа с родителями. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).

Прикреплённые файлы:

aleshina-o-b_4n8n2.ppt | 3317 Кб
 
Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Рекомендации родителям «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста" Адаптация – это приспособление организма к новым условиям. Во время адаптации.

Адаптация детей к условиям детского сада Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, т. е. адаптируется.

Адаптация к условиям детского сада Большинству детей бывает сложно адаптироваться к детскому саду, эта сложная адаптация выражается в плохом сне ребенка, потере аппетита,.

Адаптация к условиям детского сада, как педагогическая проблема Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада Поступление ребёнка в детский сад – один из сложных периодов в жизни маленького ребёнка. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы Адаптация ребенка к условиям детского сада На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный.

Адаптация к условиям детского сада через игру «Вот я какой» Помогаем адаптироваться — играя Игра “Вот Я какой!” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Ход игры: Дети сидят на.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей к условиям детского сада в проектной деятельности
Опубликовано: 27 мая 2018 в 10:57
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД