МААМ-картинки

Адаптация детей в детском саду

Галина Данильчук
Адаптация детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад. Многие родители думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства. Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду?

Публикация «Адаптация детей в детском саду» размещена в разделах

Не все дети приходят в детский сад сразу. Поступление малышей осуще-ствляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду.

Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка до-ма, пусть он привыкает есть в саду. Затем ребёнок будет оставаться до сна ( до 12:00!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получать-ся, не стоит расстраиваться,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке. Затем ребё нок будет оставаться до 16:00. Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и уме-ния. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посовету-ют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям при-ходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше: и обнимут, и пожалеют, и на ру-ки возьмут.

Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его пере-носит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад, ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен по-нимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответ-ственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы об-легчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервни-чали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем ро-дителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад, то плач прекратится очень не скоро.

Примеры облегчающие ребё нку утренние расставания:

1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро.

2. Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.

3. Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4. Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.

5. Не пытайтесь подкупить ребёнка

6. Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад.

Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей. Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ре-бёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общи-тельным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к дет-ском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении ро-дителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наобо-рот. Адаптация такого ребёнка, может длиться 3 месяца, а то и больше. Наибо-лее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой яв-ляется: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психиче-ского и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают труд-ности в привыкании к детскому саду.

Причины:

1. Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима дет-ского сада)

2. Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания (не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т. п.)

3. Отсутсвие речи.

4. Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслужива-ния, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитате-лем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и ко-ротким.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с окружающими.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Соответствие режима дня дома и в детском саду.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.

1. Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

2. В детский сад отправлять только здорового ребёнка.

3. Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.

4. Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.

5. Повысить роль закаливающих мероприятий.

6. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспи-тателями группы.

7. Стараться отдать его в группу детского сада, где у ребёнка есть знакомые ро-весники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

8. Настроить малыша на положительный лад.

9. Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрос-лыми людьми.

10. Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Не угрожать ребёнку детским садом,как наказанием за детские грехи, а так же за непослушание.

12. Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.

13. Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.

14. Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы воз-можность оставлять его там не на целый день.

15. Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.

16. Настроить ребёнка на мажорный лад.

17. Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.

18. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

19. Щадить его ослабленную нервную систему.

20. Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепере-дач).

21. Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.

22. Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.

23. В воскресные дни режим должен быть как в детском саду.

24. Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы.

25. При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

26. Научите ребёнка играть.

27. Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.

28. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

29. Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.

Помогайте ему в этом.

30. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дошколь-ного учреждения.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.

1. Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незна-комыми людьми.

2. Развивать у ребё нка игровые навыки: использовать сюжетный показ, совме-стные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях:”полетаем, как воробушки”,”летаем как самолёт”.

4. Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жа-леть других детей.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в дет-ский сад.

6. Приучать к самообслуживанию.

Ребё нок должен уметь:

- самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.

-самостоятельно садиться на стул.

-самостоятельно одеваться, раздеваться.

-самостоятельно умываться.

Наглядным примером для детей всегда служат родители.

Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хо-тя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожи-дания с индивидуальными возможностями ребёнка.

Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад?

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивиду-альных особенностях развития.

5. С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребёнка игровой информацией.

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что про-исходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду. Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы - это всего-навсего издержки адаптации, её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была мини-мальной.

Библиографический список:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1991

2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика, № 2. – М., 2007

3. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М., 2007

4. Деркач М. С., Речкина Л. П. Организация и методика работы с детьми от рождения до трех лет. – Краснодар, 2003

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : Практическое пособие. – М., 2006

6. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодо-ления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// Психолог в дет-ском саду. – М., № 1, 2004

7. Матюхина Е. Первый раз в детский сад. // Дошкольная педагогика, № 6. – М., 2007

8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СП/б., 2010

9. Педагогика раннего возраста. //Под ред. Г. Г. Григорьевой. – М., 1998

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в до-школьных учреждениях. – М., 2003

Публикации по теме:

Делюсь своей радостью. Я подтвердила первую категорию. Школьные годы чудесные. Двадцать три года в школе. Сколько воспоминаний! И всё резко меняется. Переход на новую работу. В детский сад. Что.

Памятка для родителей Нам как молодым воспитателям и родителям вновь пришедших детей очень помогла эта памятка, мы ее сделали в виде буклета для родителей, может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей в детском саду
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 08:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Галина Данильчук (УИ 241239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД