Адаптация одаренных детей в социуме

Наталья Гончарова
Адаптация одаренных детей в социуме

Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и трудная задача. В чем же состоит трудность? И что же такое одаренность – дар или наказание?

Одаренность – это высокий уровень развития, каких либо способностей.

Основная проблема одаренного ребенка – его адаптация в социуме. Почему же это происходит? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим качества развивающейся личности, характерные для одаренного ребенка. Хочу обратить ваше внимание на 3 основных направления: психосоциальная чувствительность, интеллектуальное развитие, и физические характеристики.

Психосоциальная чувствительность:

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Интеллектуальное развитие:

Одаренных детей отличает наличие большого словарного запаса.

Маленькие «вундеркинды» умеют задавать вопросы, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Умеют находить применение накопленным знаниям.

Физические характеристики:

Одаренного ребенка отличает высокий энергетический уровень. Причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Одаренному ребенку все достается легко. Его нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразную информацию и ощущения. Там, где способному ребенку нужно трудиться, и усваивать различные навыки, для одаренного ребенка не составляет труда достичь успеха. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Когда все остальные старательно корпят над заданием взрослого, он уже все сделала, и ему становится скучно, он начинает шалить, позже хулиганить, чем основательно раздражает взрослых. Возникает конфликт.

Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. В обществе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении. А непременной отличительной чертой одаренного ребенка является оригинальность мышления, принятие нестандартных решений. И тогда ребенок начинает понимать, что он не такой как все. И понимание своей непохожести выводит его из равновесия, возникает чувство, которое заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. Важно адекватно оценивать способности – ни умалять, не игнорировать их, или чрезмерно акцентировать на них внимание. Это может привести к нарушению личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.

Для одаренных детей характерна повышенная чувствительность и уязвимость. Безобидные и нейтральные замечания часто вызывают у них бурную эмоциональную реакцию. У таких детей необходимо вырабатывать терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными детьми. Возникновение зазнайства, эгоизма убивает появления талантов.

Для ребенка одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное взрослым, родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослого. Поощрять необходимо за различные попытки, а не только за успех. Похвала за старание приведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различной деятельности, а не стремиться избегать неудач.

Из всего сказанного можно сделать вывод и привести следующую классификацию проблем в адаптации одаренных детей.

Неприязнь к детскому саду. Такое отношение часто появляется от того, что учебная программа скучна, неинтересна для одаренного ребенка, не соответствует его способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Впоследствии этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. (Конформизм – приспособленчество, бездумное следование общим мнениям). Одаренные дети отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями как смерть, загробная жизнь, религиозные верования, философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для них характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности, низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию, одаренные дети стремятся всеми силами завладеть вниманием взрослого. А это вызывает терния в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В любом случае, какие бы проблемы адаптации одаренного ребенка не стояли, не стоит обособлять его от сверстников, пусть он имеет возможность общаться как с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

Взрослым стоит поостеречься демонстрировать одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношение к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по-своему особенный.

Со стороны взрослых, родителей, маленькому гению требуется особенно много внимания, терпения, заботы. Ведь одарённый ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Все взрослые не должны забывать, что вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становиться очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

Литература.

1. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.

2. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Публикации по теме:

Актуальность формирования первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме и природе Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский.

Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Адаптация детей в ДОУ Адаптация это сложный период детей привыкания к дошкольному учреждению. Привыкший к ограниченному кругу людей в домашних условиях, ребёнок.

Сценарий мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей «Радуга талантов» в средней группеСценарий мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей «Радуга талантов» в средней группе Конспект занятия в средней группе «Радуга талантов» МБДОУ «Лесобазовский детский сад». Удмуртия, Ярский район, с. Дизьмино. Воспитатель:.

Проект педагога-психолога по выявлению и психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей «Юные интеллектуалы» “ЮНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ” Сроки реализации :Внедрение Проекта работы с одаренными детьми выполнимо с 2015 – 2016 г. г. Вместе с тем ДОУ не может.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей» Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения.

Консультация «Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания» Проблема одарённости сегодня становится всё более актуальной, что связано с потребностью современного общества в неординарной, творчески.

Занятие НОД в старшей группе на тему «Путешествие по математическим знаниям» (с подгруппой одаренных детей) Цель. Познакомить с образованием и составом числа 20, цифрой 20. Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в счёте в пределах.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Адаптация одаренных детей в социуме
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 15:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Весенний КВН для детей и родителей в подготовительной группе
Весенний КВН в подготовительной группе Команда детей подготовительной группы и команда родителей Цели: развивать познавательный интерес детей; закреплять...
Мастер-класс по изготовлению шапочки для сказки «Колобок» в технике папье-маше
Здравствуйте, сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей создания шапочки персонажа для театрализованной деятельности в детском саду в технике...
Проект «Здравствуй, музей» для дошкольников
проект «ЗДРАВСТВУЙ, МУЗЕЙ! » Целью программы является формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках...
Фотоотчет «День борьбы с туберкулезом» в детском саду
Ежегодно по инициативе Всемирной организации здравоохранения 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. История проведения этой акции...
Фотоотчет «Огород на окне»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! За окном еще лежит снег, а в каждой группе на подоконниках уже свой огород. Конечно же, мы знаем , что большое значение...