Елена Борисовна Яскевич
Адаптация ребенка в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Переход ребенка в логопедическую группу становится серьезным испытанием не только для детей, имеющих нарушения речи, но также и для их родителей. И от того, как будут настроены родители при переводе их ребенка в новую группу, будет во многом зависеть процесс коррекции речевых нарушений.
Публикация «Адаптация ребенка в логопедической группе» размещена в разделах
Наши воспитанники – это дети с тяжелой речевой патологией. Чаще всего в группу приходят дети разного возраста. Проблема адаптации стоит очень остро, так как у ребенка с общим недоразвитием речи процесс привыкания к условиям детского сада, а тем более новой группы, нередко протекает достаточно тяжело и болезненно. Дети не хотят идти в детский сад, группу, плачут, капризничают, бывают агрессивными, им очень сложно войти в новый коллектив детей и взрослых, адаптироваться к окружающей обстановке.
Само по себе нарушение речи является трудным препятствием в общении детей со сверстниками, взрослыми и предметным миром. Поэтому перед педагогами нашей группы стоит нелегкая задача – осуществить процесс адаптации ребенка с проблемами речи как можно в более легкой степени, чтобы ребенок быстрее привык к новым условиям.
За 28 лет работы в логопедической группе мне приходилось встречаться с очень разными детьми, имеющими речевые расстройства, сопровождающиеся грубыми и легкими нарушениями моторики, отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы, поведения. Нужно было найти такие приемы работы с детьми, которые позволяли бы наиболее эффективно проводить коррекцию речи.
Таким образом, постепенно сложилась определенная система работы по адаптации детей в логопедической группе, которую можно представить в форме условий успешной адаптации.
Условия успешной адаптации.
1. Работа с родителями.
Установление контакта с родителями у нас начинается еще до поступления ребенка в логопедическую группу. Это происходит уже при выявлении детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Очень часто у родителей возникает много вопросов к логопеду по поводу речевого развития их ребенка. Для этого 1 раз в неделю проводятся консультации, на которых логопед в доступной форме доводит до сведения родителей выявленные речевые нарушения у детей и объясняет необходимость проведения специальной коррекционной работы. Здесь очень важно найти индивидуальный подход к каждому родителю, обосновать необходимость своевременной помощи их ребенку. Часто родители надеются на то, что дефекты речи исправятся сами по себе, объясняя это тем, что боятся перехода своего ребенка в новый коллектив. Поэтому для обзорного знакомства с логопедической группой в апреле и мае проводятся «Дни открытых дверей». Родители с большим интересом посещают группу в эти дни, получают ответы на все интересующие их вопросы.
Более тесное знакомство с родителями начинается уже при непосредственном поступлении ребенка в логопедическую группу. Каждому родителю предлагается заполнить анкету. Ответы родителей позволяют нам, педагогам, ближе узнать их детей и построить свою работу так, чтобы переход в новую группу не оказался для малышей болезненным и сложным.
Затем планируется работа с родителями на учебный год. Формы работы самые разнообразные. Мы давно ушли от обычных родительских собраний, проводимых в форме лекции или консультации. Практикуем устраивать встречи с родителями в форме посиделок, конкурсов родительских идей, семейных соревнований. Это вызывает большой интерес у родителей, посещают такие мероприятия целыми семьями. Благодаря такому тесному сотрудничеству, мы, педагоги, знакомимся с семейными традициями, укладом жизни семьи, что помогает нам раскрывать индивидуальные особенности каждого ребенка, их привычки, привязанности.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. В отдельных случаях мы вместе с родителями обсуждаем, как облегчить период адаптации ребенка.
Отношения между педагогами и родителями должны обязательно сложиться, стать доброжелательными. Тогда ребенок, видя это, гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
2. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
Следующим, не менее важным условием, считаем необходимость сформировать у детей положительную установку, желание идти в детский сад, в новую группу.
Всем известно, какую поистине неоценимую роль в развитии ребенка играет предметное окружение, которое создает условия, делающие жизнь малыша в детском саду комфортной и интересной. Одним из условий успешной адаптации детей, страдающих нарушениями речи, к жизни детского сада является создание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты и логопедического кабинета. Многолетний опыт работы показывает, что многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок.
С приходом в группу новых детей, вносятся необходимые изменения в предметно-пространственную среду. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия выбираются с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения, специфики нарушений речи у детей. Предметно-пространственная среда проектируется таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и вызвать у него желание посещать детский сад. Если в группе есть интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности ребенка с нарушением речи, красочно и интересно организована предметно-пространственная среда, его адаптация проходит почти безболезненно и занимает всего несколько дней. В этом главнейшую роль играют педагоги, которые выстраивают педагогический процесс грамотно и профессионально.
Как уже указывалось выше, зачастую состав группы бывает разновозрастным. Для детей младшего возраста расставание с мамой почти всегда проходит тяжело. Для этого предлагаем детям принести любимую фотографию с изображением близких людей, которую можно прикрепить на спинку кровати, что положительно влияет на психо-эмоциональное развитие малыша. Также практикуем создание «семейных» альбомов с фотографиями всех детей группы и их родителей. Рассматривание этих альбомов становится любимым занятием ребят.
3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности детей, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогам. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
В период обследования детей, наряду с индивидуальной, обязательно стараюсь использовать фронтальную форму работы. На начальных этапах знакомства с детьми это играет важную роль. Потому что, побывав на фронтальном занятии, ребенок убеждается, что это совсем не страшно и спокойно идет на контакт с логопедом. Кроме этого, обследую детей, общаясь с ними в групповой комнате во время свободной или специально организованной игровой деятельности. При этом получаю много интересной и полезной информации, для того, чтобы более правильно организовать и проводить коррекционно-развивающую работу.
Таким образом, специально организованная работа по адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи, приводит к тому, что родители с желанием приводят своих детей к нам в группу, с большим вниманием относятся ко всем требованиям, что сказывается на скором и успешном исправлении дефектов речи.