Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду

Наталья Киселева
Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду

Пояснительная записка

Здоровые дети – это основа жизни нации. Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно является физическая культура. Правильная организация занятий физической культурой способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.

Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т. И Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду».

В нашем детском саду, на занятиях плаванием, физкультурно - оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, главная задача в ДОУ – обеспечение полноценного физического развития детей.

Новизна программы: Апробируя программу на первоначальном этапе реализации, мы выявили, что дети быстрее адаптируются к водной среде, когда обучение начинается с погружения под воду (доставание предметов со дна, а не с дыхательных упражнений как предложено в программе у Осокиной Т. И.

Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно – правовых документов: Законами РФ «Об образовании», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», «Федеральные государственные требования» и др.

Актуальность

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Педагогический процесс, направленный на физкультурное образование дошкольников, проживающих в жестких климатогеографических условиях приравненных к районам Крайнего Севера, имеет свои региональные особенности. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические, социальные условия, ультрафиолетовое «голодание», изменяющиеся биологические ритмы предъявляет организму человека высокие требования.

Следствием резкого изменения природно – климатических условий являются неблагоприятные изменения в функционировании, прежде всего, центральной нервной системы,а затем всех систем организма.

Заболевания, связанные с длительным проживанием человека на севере, являются отражением эффекта накопления воздействия экологических условий на организм. Функционирование детского организма осложняется авитаминозами, особенно отчетливо, проявляющимися в весеннее время. Низкие температуры воздуха ограничивают возможность двигательной деятельности, столь необходимой для нормального функционирования и развития детского организма. Кроме того, в районах Севера наблюдается сезонная неравномерность поступления ультрафиолетовой энергии в солнечном спектре. С учетом вышеуказанных климатических особенностей в дошкольном учреждении был разработан прежде всего гибкий режим дня. Во все части, которого интегрирована физкультурно-оздоровительная работа. Дополнительно к физкультурным занятиям в нашем саду включаются занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию и закаливанию детей.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию.

Целью программы является: укрепление и оздоровление воспитанников для разностороннего физического развития, через обучение детей плаванию.

В соответствии с целью были определены следующие задачи

Оздоровительные задачи:

1. Укрепить здоровье ребенка.

2. Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.

3. Формировать правильную осанку.

4. Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

1. Формировать двигательные умения и навыки.

2. Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать двигательную культуру.

2. Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

3. Воспитывать заботу о своем здоровье.

Данная программа входит в варьеативную часть, формируемую образовательным учреждением. Она предусмотрена для воспитанников средних, старших и подготовительных групп. Цикл занятий включает в себя: для среднего возраста 32 занятия в год, (1 раз в неделю). Для старшего возраста 64 занятия в год (2 раза в неделю) и 64 занятия в год (2 раза в неделю) для подготовительной группы.

Продолжительность каждого занятия в средней группе составляет 15-20 минут, в старшей группе 20-25 минут, в подготовительной группе 25-30 минут.

Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.

Сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 3 года.

Основной организованной формой двигательной активности в дошкольном учреждении являются занятия по физической культуре, и как одна из форм двигательной активности – это занятия по плаванию.

Форма проведения занятий.

Наилучшей формой занятий является подгрупповая.

Для занятий в бассейне, детей разделяют на две подгруппы, численностью по 7-10 человек, (количество детей в подгруппе зависит от «зеркала» воды, т. е от размера самой ванны бассейна). Комплектуя их, следует уделять внимание: на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

1. Сформированное эмоциональное отношение ребенка к занятиям плаванием.

2. Сформированный навык подготовительных и специальных упражнений по плаванию.

3. Сниженная заболеваемость детей, укрепление организма.

4. Сформировано осознанное и бережное отношение к своему здоровью.

5. Улучшенное состояние здоровья у часто болеющих детей.

Возрастные особенности:

Мышечная система ребенка дошкольного возраста развита еще довольно слабо. Кроме того, мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека по своему строению, составу и функциям. Мышечные пучки сформированы плохо.

Мышцы ребенка сокращаются медленнее мышц взрослого, а сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, при сокращении они более укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.

Плавание является адекватной для детского организма физической нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.

Занятия плаванием благотворно влияют на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.

Содержание программы.

Первый год обучения-Средняя группа

Второй год обучения-Старшая группа.

Третий год обучения-Подготовительная группа.

Учебно-тематическое планирование

Средние группы

№ п/п

Тема

Всего занятий

1 Знакомство, вводная беседа. 1

2 Ознакомление со свойствами воды. 3

3 Упражнения обучающие дыханию. 4

4 Упражнения обучающие погружению и всплытию. 4

5 Упражнения обучающие скольжению. 5

6 Разучивание движения ног. 4

7 Имитация движения ног. 3

8 Всплывание и лежание на спине. 4

9 Закрепление приобретенных навыков. 3

Итого: 32

Учебно-тематическое планирование

Старшие группы

№ п/п

Тема Всего занятий

1 Знакомство, вводная беседа 2

2 Ознакомление со свойствами воды 6

3 Упражнения обучающие дыханию 4

4 Разучивание движения ног 4

5 Упражнения обучающие погружению и всплытию 8

6 Имитация движения ног, открывание глаз в воде 4

7 Имитация правильного поворота головы 4

8 Разучивание элемента «поплавок» 2

9 Всплывание и лежание на спине 4

10 Упражнения обучающие скольжению с доской, без доски, скольжение на спине, на груди и спине с работой ног. 10

11 Имитация движения рук 4

12 Упражнения на овладение общей координацией 8

13 Плавание на груди и спине с доской и без нее 2

14 Игры и эстафеты. 2

Итого: 64

Учебно-тематическое планирование

Подготовительная группа

№ п/п

Тема

Всего занятий

1 Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди 4

2 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди 8

3 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине 8

4 Разучивание и совершенствование способа «брасс» 8

5 Разучивание и совершенствование способа «дельфин» 8

6 Комбинированное плавание всеми способами 12

7 Повороты 8

8 «Водное поло» 4

9 Эстафеты 4

Итого: 64

Методическое обеспечение и оборудование:

1. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.

2. Воронова Е. К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.

3. Пищикова Н. Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста». М., Скрипторий 2003.

4. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.

При бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности занятий и страховки детей во время занятий:

• Длинный шест (2.5 метра) для поддержания и страховки детей;

• Спасательные круги;

Плавательные доски;

• Нарукавники; и т. д.

Имеются пособия и игрушки, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий;

• Надувные игрушки;

• Резиновые и пластмассовые игрушки;

• Мелкие тонущие игрушки;

• Мячи разного размера;

• Лейки и ведерки.

Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки периодически подвергаются санобработке в установленном порядке.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД «Сокровища морского царя» по обучению детей плаванию в детском саду Цель. Организация активного отдыха детей. Задачи: 1. Упражнять в технике выполнения согласования движений рук и ног при плавании кролем.

Подготовка детей к обучению плаванию в детском садуПодготовка детей к обучению плаванию в детском саду Плавание - в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Древнегреческий мудрец писал: «Хочешь быть здоров - плавай, хочешь.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Адаптированная программа по обучению плаванию детей 4–7 лет в детском саду
Опубликовано: 9 июня 2015 в 10:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Изготовление методического пособия для развития детей младшего возраста «Волшебная...
Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей. Ребёнок...
Конспект занятия для младшей группы по нетрадиционному рисованию «Прогулка в зимний лес»
МДОУ детский сад №21 «Калинка» Конспект занятия для младшей группы ( от 3 до 4 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему «Прогулка в зимний лес»...
Игра «Мозаичная скала»
Игра - это одно звено из множества звеньев, которые помогают не только развивать ребенка, но и найти, те тонкие нити сблизиться с ребенком, узнать его...